Методические материалы по орг-ии поисковой работы.

Если Вы желаете лично участвовать в проведении поисковых работ, то материалы, размещенные в этом форуме, помогут Вам понять, что же это за процесс и как подготовиться к участию в нём.

Методические материалы по орг-ии поисковой работы.

Сообщение Евгений » 27 дек 2013, 16:18

Здравствуйте!
В этой теме предлагается размещать ссылки на ресурсы, содержащие методические и учебные пособия, материалы, позволяющие усвоить основные (и не только) моменты, касающиеся вопросов организации и проведения поисковых работ.
Опытным поисковикам эти сведения будут скорее всего знакомы, но для новичков, для тех, кто впервые сталкивается с темой поиска, будет полезно познакомиться с ними.
В качестве первого ресурса предлагаю посетить сайт Общественной молодежной организации "Объединение "Отечество" Республики Татарстан", раздел "Методические пособия":
http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/metod/
Раздел содержит разнообразные материалы, которые помогут кому-то познакомиться с азами поисковой работы, кому-то подготовить расчет расходов поисковой организации на год ...

Один из базовых материалов, с которым необходимо познакомиться каждому:
Архангельский Областной Общественно-Благотворительный Фонд "ПОИСК"
Военная археология. Методика поисковых архивно-полевых исследований.
И. И. Ивлев.

Архангельск. 1995 г. - http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/metod/003/main.htm

Из её предисловия:
"Вторая мировая война, развязанная диктаторами СССР и Германии, с подписанием Актов капитуляции в мае и сентябре 1945 г. закончилась лишь формально. Её кровавые метастазы пронизали миллионы семей в бывшем СССР и послевоенной Европе неизвестностью судеб родственников, пропавших без вести в те страшные шесть лет. Удачные исходы попыток их поисков самими родственниками посредством обычной переписки успеха, как правило, не приносят.
С другой стороны, усилиями поисковиков в нашей стране окрепло новое направление науки на стыке новейшей истории и археологии, получающее осмысление в предлагаемом материале и называемое автором «"военная археология". Оригинальные апробированные способы исследований, получения и обработки исходных данных стыкуются с непреходящим значением результатов для ныне живущих людей и призваны исправить то, что еще возможно, в ненормальной ситуации, когда наша страна до сих пор официально имеет до 6 миллионов своих граждан числящимися пропавшими без вести. Ниже рассмотрена методика военной археологии, состоящая из архивных исследований и полевых поисковых работ".
С уважением,
Евгений.
http://отрядориентир.рф
Аватар пользователя
Евгений
 
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 10 дек 2013, 23:20
Откуда: г. Челябинск

Re: Методические материалы.

Сообщение Кочетов Евгений » 02 янв 2014, 13:23

Раздел "Технология поиска".
Источник - сайт Солдат.ру: http://www.soldat.ru/doc/search/
С уважением,
Кочетов Евгений.
Поисковый отряд "Ориентир".
Аватар пользователя
Кочетов Евгений
Администратор
 
Сообщений: 565
Зарегистрирован: 10 ноя 2013, 18:04
Откуда: г. Челябинск

Методика организации поисковой экспедиции.

Сообщение Кочетов Евгений » 18 фев 2014, 21:06

Это и многое другое вы можете прочитать в сборнике В.Н.Петрова и Н.А.Шкапы "Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на местах боёв Великой Отечественной войны". В книге 205 страниц, имеется ряд иллюстраций и рисунков. Издательство ООО "Азбука-2003"
Аннотация: сборник предназначен для обучения практическим навыкам по комплексу поисковых работ (военной археологии) на местах боёв Великой Отечественной. Для студентов, членов поисковых и военно-патриотических коллективов и всех интересующихся проблемой увековечевания памяти погибших при защите отечества.
Источник: сайт поискового отряда "Патриот" (п.Молодёжный Наро-Фоминский район Московская область)
С уважением,
Кочетов Евгений.
Поисковый отряд "Ориентир".
Аватар пользователя
Кочетов Евгений
Администратор
 
Сообщений: 565
Зарегистрирован: 10 ноя 2013, 18:04
Откуда: г. Челябинск

Re: Методика организации поисковой экспедиции.

Сообщение Кочетов Евгений » 18 фев 2014, 21:18

В.Н.Петров, Н.А.Шкапа "Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на местах боёв Великой Отечественной войны"

Самый главный этап поисковой работы - это этап практической деятельности. Всё, что делается на этом этапе, составляет суть поиска. Он включает в себя встречи с очевидцами, местным населением, проведение разведки и раскопок, сбор материала, захоронение останков, поиск родственников. Поэтому надо наиболее тщательно подходить к подготовке экспедиции, прорабатывать все детали.

В работе с ребятами надо учитывать то, что подростки жаждут активной деятельности, возможности проявить себя в чрезвычайных ситуациях, да и просто хотят вырваться из города. Поэтому никакие другие самые интересные мероприятия не заменят путешествия с рюкзаком за плечами. Поисковая экспедиция - это, прежде всего походы, совместная деятельность, встречи и беседы с новыми и интересными людьми, масса эмоциональных переживаний, которые поджидают следопытов в пути. Но технике похода посвящено немало книг и пособий, и поэтому эту сторону мы почти не будем затрагивать, а обсудим лишь некоторые методические проблемы организации поисковых походов подростков.

В поисковой работе могут быть использованы все виды походов и экспедиций: походы выходного дня и многодневные, пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто-мото-походы и комбинированные. Конечно, надо, прежде всего стремиться, чтобы ребята прошли с рюкзаками по дорогам героических событий и на своих плечах почувствовали тяжесть ратного труда. Однако далеко не всегда удаётся сделать поисковый поход целиком пешим. А если цель поиска находится за многие сотни километров от родного дома. В этом случае поход комбинированный: часть пути поисковики едут любым попутным транспортом, часть идут. Оптимальный вариант, если школьный поисковый отряд имеет свой транспорт. Стремясь поставить перед походом конкретные поисковые цели, нельзя забывать о том, что поисковая работа должна сочетаться с другой разнообразной деятельностью. Это и общественно-полезная работа, и культурный отдых (игры, плавание, песни, концерты), ориентирование па местности, приобретение топографических и методологических знаний.

Как выбрать тему поиска? Очевидно, не нужно выдумывать тему, ждать, когда объявится что-то из ряда вой выходящее. Почти в каждом селе и городе есть печальные знаки войны - памятники и монументы, надгробия и плиты погибшим в войну героям. Вот отсюда можно и начать поиск.

Название улицы, мемориальная доска на доме, устная легенда, песня, краткое упоминание фамилии или подвига, совершённого в местных краях, скупые строки в военных мемуарах и исторических книгах - всё это может натолкнуть на интереснейшую тему поиска.
В то же время, поиск, как цель экспедиции, не должен быть искусственно надуманным, по заведомо известным местам и событиям. Человеку, руководящему этой работой надо обладать и тонким педагогическим чутьём и талантом исследователя, чтобы всё время на нужном уровне поддерживать интерес ребят к поиску, всё более и более зажигать их идеей поискового похода.

Тематика походов школьников может иметь самый разный характер:
- походы по боевым путям отдельных героев войны;
- походы по дорогам боевых действий отдельных частей и соединений;
- походы к местам захоронения воинов, восстановление их имён и подвигов;
- походы по местам наиболее значительных сражений;
- походы в места, где живут участники героических событий или их родственники;
- походы по городам-героям;
- походы по местам расположения и боевых действий партизан в годы ВОВ.

Руководитель похода, начальник группы, начальник штаба группы, летописцы заранее определяют поисковые цели и задачи, в зависимости от них строятся маршрут похода экспедиции и график движения: где можно идти не задерживаясь, а, где надо, побыть подольше. Готовя поиск, надо связаться с организациями, которые могут уяснить его цели и задачи: с краеведческими и другими музеями, архивами, советами и секциями ветеранов, адресными бюро. К примеру, надо знать, что в военкоматах имеются списки частей, которые вели бой на данной территории, списки погибших воинов.
Необходимо ознакомиться, начиная поиск, с имеющейся краеведческой, исторической и мемуарной литературой, со справочниками и путеводителями, туристскими картами района.

О ЦЕЛИ ЭКСПЕДИЦИИ

Перед непосредственной подготовкой экспедиции (похода), необходимо чётко определить её цель. Выбор её определяет маршрут экспедиции, остановочные пункты, продолжительность движения, отдельных поисков в ходе работы. Походы школьников, являясь целенаправленными, могут быть в тоже время разными по характеру этих целей:
1.Походы чисто поисковые. Они предполагают выбор маршрута, связанного с какой-то определённой поисковой целью, в т.ч. поход к тем местам, где предполагается проводить раскопки.
2. Походы познавательные. Чем больше отдаляются от нас события ВОВ, тем важнее становится задача познакомить подростков с местами важнейших исторических событий, с реликвиями исторических дел. Лучше одни раз увидеть, чем услышать - эта пословица словно неумолимо говорит о важности познавательных походов.
3. Наконец, в одном походе могут сочетаться и поисковые и познавательные цели. Имея перед собой конкретную поисковую цель, участники похода в процессе поиска посещают места, связанные с целыми героическими отрезками истории Родины (например, Северный или Южный фас Курской битвы, рубежи битвы под Москвой и т.д.).

У каждого похода должна быть определённая цель. Цель похода должна быть не просто поисковой и конкретной - она должна быть общественно значимой, полезной и нужной для отдельных людей, общества в целом. Ребята должны видеть эту полезность, "гореть" ею.

Но вот окончательно решён вопрос о времени и продолжительности экспедиции. Теперь надо очень чётко уяснить вопрос: что предполагается искать, на какие вопросы найти ответы.
Очень важно - знать задачи поиска. Иначе работа следопытов на маршруте сведётся к бездумному записыванию всего увиденного и услышанного по принципу "авось пригодится".
Эта сторона имеет два аспекта, очень важных для педагогов и организаторов. Первый - действенность, общественная значимость самого поиска. Второй - общественно полезная работа на маршруте, в пути следования.
Первый путь - брать задания у музеев и архивных отделов. После похода - тщательно перед ними отчитываться, передавать все важные находки, документы, оставляя в школьном музее копии.
Другая задача: восстанавливать имена безымянных героев, восстанавливать имена захороненных в безымянных могилах. Эта работа чаще всего не может ограничиваться только походом, она или начинается задолго до него, или сам поход даёт ей начало. Работа нелёгкая, исследовательская, требующая упорного, кропотливого труда. Она тоже может найти отражение в школьном музее.
Такой поиск требует особой методики. Он предполагает тесную связь с местной администрацией. Для похода такой поиск даёт лишь узкие, но очень важные цели: побывать у родных или сослуживцев погибших; в местах, где они захоронены; в музеях или архивах, где есть о них документы.

Другая цель походов связана с поисками участников Отечественной войны или их семей, не получивших наград за боевые подвиги, или вовсе не награждённых, но имеющих право на награду.

Большая и благородная цель поиска - увековечение памяти погибших, обозначение рубежей обороны, мест самых значительных боёв и сражений. Обычно эта задача не решается одним походом. Она - как далекая перспектива, к которой направлены действия следопытов в течение значительного отрезка времени. Сооружение памятника - венец большой поисковой работы. Однако далеко не всегда юным поисковикам, особенно одной школы, по силам соорудить большой монумент в исторических местах. Зато любая группа может установить по пути следования в походе мемориальные знаки, обелиски, доски. Такие знаки надо заранее заготовить. В одних случаях они посвящаются конкретным событиям, лицам, в других - ребята несут с собой в поход несложные по изготовлению металлические таблички одинакового содержания, с помощью которых обозначают рубежи обороны, боевой путь частей и т.д.

Наконец, отдельно следует сказать о такой очень важной форме общественно значимой работы в поиске, как организация слётов, сборов, встреч. Им предшествует большая предварительная работа: ещё в учебном году действуют группы переписки, комендантская группа и др.

Маршрут экспедиции утверждён. Теперь необходимо найти финансовые средства для неё. Поэтому при подготовке экспедиции организатору пригодится опыт в материальном обеспечении и умение составить обоснованную смету предполагаемых мероприятий. Подобную смету составляют две части: приходная и расходная.

1. Приходная часть:
а) взносы родителей;
б) дотация от органов образования, профсоюзов, предприятий, организаций, а также учреждений, поручивших исследовательскую работу;
в) средства, заработанные самими ребятами.
2. Расходная часть:
а) транспорт (для похода, особенно если он комбинированный; для поездки к месту проведения полевых работ);
б) приобретение продуктов и (или) питание в столовой;
в) закупка снаряжения;
г) приобретение предметов общего пользования (фотоматериалы, альбомы и т.д.).

Отдельная статья расходов - это ночлег. Нужно учитывать возможность возникновения непредвиденных ситуаций, когда единственным местом для ночёвки остаётся гостиница в городе, пансионате и т.п.
Что касается расходов на ночлег (расходы на гостиницы, турбазы, о которых упоминают все туристические справочники), то опыт убеждает, что школьники в неблагоприятное время года могут переночевать в школах, сельских советах, в клубах. Как правило, местные власти, администрация школ всегда идут навстречу юным исследователям. И дело не только в экономии средств, ребята учатся находить помощь взрослых, учатся быть аккуратными и благодарными гостями. Но есть ещё один путь: отряд ставит палаточный лагерь - временный, на ночь, если цель похода не достигнута, либо на более длительный срок, начав вплотную заниматься разведкой, работами в поле, в лесу, встречаться с местными жителями

Когда всё это выяснено, необходимо составить подробный план похода. Он включает в себя подробный план, смету расходов, список участников с распределением обязанностей, перечень необходимого индивидуального и группового снаряжения, перечень продуктов питания. Схема маршрута составляется руководителем и штабом похода и наносится на карту. Оптимальное количество - участников похода - подростков - 15 человек.

Календарный план похода должен быть расписан по дням с перечислением способов передвижения от пункта к пункту, мест ночлега, переправ, поисковых и экскурсионных объектов, которые надо изучить и посетить. Особенно тщательно в плане должны быть обозначены сроки и пункты, откуда группа будет извещать школу (или досуговый центр) о ходе экспедиции (если она многодневная). Способов извещения только два: телеграфом или телефоном. Извещение по почте не годится, ибо оно будет поступать с опозданием, особенно из дальних сельских пунктов и может быть бесцельным в случаях серьёзных перемен в походе, ЧП и т.д. Для дальних экспедиций предусматривается и обратная связь: в строго установленные часы возможность из школы связаться с группой; телеграфная связь - когда группа, прибыв в заранее обговоренное почтовое отделение, интересуется нет ли для неё телеграмм, телефонограмм из школы (или досугового центра).

Точно рассчитать места дневок и ночлегов помогает график движения составленный одновременно с календарным планом. Всё это далеко не мелочи для обеспечения безопасности походов школьников, они требуют тщательной предварительной работы руководителей-педагогов над маршрутом и календарным планом, наведения соответствующих справок (например, о наличии почтовых отделений на пути следования и т.д.).

Кто ведёт поиск в походе? В принципе - все его участники. Однако в каждом отряде есть общественные должности, прежде всего связанные с поиском. Это - начальник штаба похода, летописец, фотокорреспонденты, художники. Едва отряд прибывает в намеченный пункт, где начинается поиск, как поисковые группы получают задание. Одни - посетить очевидцев или участников событий и записать их ответы на интересующие вопросы, другие - побывать с местах событий и сделать их описание, третьи - посетить местный музей или архив и т.д. Художники делают зарисовки, фотокоры фиксируют на плёнке встречи, героев поиска, места событий.

Не меньшее значение имеет и четкое планирование возможностей каждого в походе, распределение обязанностей. В поисковом отряде возможны такие обязанности:

- командир отряда:
- заместитель командира отряда:
- завхоз:
- санитар;
- секретарь;
- редактор;
- летописец;
- физорг;
- костровой;
- ремонтный мастер;
- фотокорреспондент;
- комендант.

В зависимости от количества участников похода обязанности можно разнообразить. Цель одна - каждый за что-то должен отвечать.

УЧЁТ НОРМ НАГРУЗОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

При организации поисковой экспедиции необходимо учитывать, прежде всего состояние здоровья тех ребят, которые составляют отряд, т.к. в походе не исключены ситуации, требующие физической силы, выдержки. Неподготовленность детей к длительным пешим переходам, физической нагрузке, плохим погодным условиям, а также наличие различных хронических заболеваний, общая ослабленность организма (с чем, к сожалению, мы довольно часто сейчас сталкиваемся) могут не только стать препятствием па пути к поставленной цели, но и привести к тяжёлым последствиям для здоровья подростков.

Опыт показывает, что подростки очень любят туристические походы, особенно многодневные и трудные. Желание пойти в поход бывает настолько велико, что подростки (особенно мальчики) чрезмерно переоценивают силы и активно предлагают выбирать маршруты "подлиннее и потруднее". Чтобы не охладить пыл и энтузиазм юных поисковиков, нужно очень тактично и осторожно решать вопрос о степени сложности похода. Упрощать и облегчать поход не следует, т.к. это вызовет неудовлетворённость, "крушение надежд" показать в походе свою силу сноровку, волю и т.п., встретиться с настоящими трудностями, т.е. того богатого ожидания, которое стимулирует активную подготовку школьников к походу (экспедиции). Однако надо быть предельно осторожными и при усложнении похода, "введением постоянных трудностей", ибо превышение в экспедиции физических возможностей школьников (а некоторые из них настойчиво скрывают определённые физические отклонения, особенно в сердечно-сосудистой, мышечной системе и т.д.), может (и, к сожалению, довольно часто) привести к тяжёлым последствиям на трассе похода, например к обморокам, кровотечениям, солнечным ударам, желудочным расстройствам, головокружением, к общему ослаблению организма и т.п. Понятно, что даже одно из названных расстройств доставляет массу хлопот, отвлекает от поставленной цели, безжалостно гасит положительные чувства всех участников похода, а самое главное - подвергается опасности сама жизнь ребёнка. Правильно решить вопрос о соответствии возрастных анатомо-физиологических возможностей школьников сложности и трудности предстоящего похода можно лишь опираясь на научно-обоснованные и практически проверенные нормативы по туризму, и. конечно же, точно зная, кто из ребят имеет какое-либо заболевание.

ОПРОС МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ

В отряде, где существует система патриотического воспитания, поисковая г..бога начинается задолго до похода. Когда определяется цель поиска, завязывается переписка или организуются встречи с темп, кто может помочь достигнуть этой цели. Переписка, встречи расширяются, они сами по себе могут дать интереснейший материал для поискового, школьного музея, принести огромную пользу участникам исторических событии. Однако с самого начала поиска его организаторам следует чётко уяснить для себя, какие сведения ребята могут получить по почте, какие в местах описываемых событий. Обе части этой работы должны иметь разумные пропорции - и не только с точки зрения методики поиска. Нужно помнить о психологии подростка: 12-15-летние жаждут активной деятельности, встречи с реальными трудностями и реальными участниками событий: одна переписка, даже самая интересная, может постепенно потерять для них привлекательность. Необходимо встречаться с теми людьми, с которыми завязалась переписка, а также, приезжая в какой-то населённый пункт, налаживать контакты с местным населением, среди которого могут быть участники и очевидцы событий или те, кто что-то слышал от них. К тому же местные жители могут быть хорошими проводниками и могут указать участки местности, где находятся незахороненные останки. Получение нужной информации требует тактичного общения с людьми, правильной и умелой постановки вопросов. На первых порах такие беседы проводят руководители, постепенно подключая к этому и ребят. Круг вопросов, которые обычно затрагиваются в процессе беседы, имеет целью установить:

- точное описание места происходивших событий;
- источник информации (явился свидетелем или участником событии, услышал от - - старожилов или очевидцев, указать конкретное лицо);
- сведения о военнослужащих: их фамилии, воинские звания, род войск, номера - - воинских частей;
- кем проводилось захоронение;
- количество погибших, размеры захоронения: воронка, погреб, силосная яма и т.п.;
- фамилия, имя, отчество собеседника, его адрес, дата и место проведения осмотра.

Эта информация записывается во всех подробностях. Однако нельзя ограничивать рассказчика этим перечнем вопросов. Надо предоставить ему возможность сообщить всё, что он сочтёт нужным. Опыт показывает, что незначительная на первый взгляд, информация впоследствии может очень пригодиться. Следует помнить, что устные источники субъективны, и при их использовании требуется критическая оценка полученных сведений и сопоставление информации, полученной от разных источников.

Группы опроса населения возвращаются к месту, где остановился отряд. Сразу же обсуждаются первые итоги опроса, сопоставляются факты, полученные от разных людей. Начальник штаба отряда заносит в одну тетрадь услышанные сегодня новые фамилии, адреса, на основании полученной информации, определяются новые задачи поиска. Участники поискового отряда выписывают самое важное и интересное из рабочих блокнотов в дневники групп опроса. На основе этих записей летописцы отряда потом сделают записи в летописи похода, художники проиллюстрируют их рисунками.

Наконец, ещё один вопрос, касающийся методики поиска в походе: по какому принципу отряду разбиваться на группы. Самый плодотворный принцип - тематический, в соответствии с направлением поиска. Тогда по прибытии в населённый пункт каждая группа выполняет свои задачи, не дублирует работу друг друга.

Обсуждение новых данных, собранных отрядом, совместное.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАЗВЕДКИ

Что такое поисковая разведка? Это - обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Перед выездом детально изучаются географические и топографические особенности исследуемого района. Поисковую разведку удобнее всего проводить весной или осенью, когда трава ещё не выросла или уже увяла, и исследуемый район не покрыт растительностью, мешающей просматривать местность. При проведении разведки необходимо иметь: подробную карту, компас, блокнот для записей, сапёрную лопату, металлический щуп, металлоискатель, фотоаппарат и другой инструмент. Если в ходе разведки выявлены какие-либо захоронения, то составляются протоколы, которые послужат в дальнейшем основанием для проведения дальнейших работ.

Для выявления неизвестных воинских захоронений и незахороненных останков производится осмотр местности. При этом обращается внимание на просевшие участки земли, воронки, окопы, траншеи, блиндажи и т.п. Основанием для поиска захоронений является обнаружение признаков ведения активных боевых действий на данной территории (разорвавшиеся снаряды, стреляные гильзы, предметы снаряжения, вооружения и т.д.)

Поиск захоронения осуществляется визуально и с помощью щупа. При выявлении предполагаемого места залегания останков копается вертикальный шурф размером 50x50 см на глубину обнаружения останков или до материкового слоя земли. Шурф позволяет обнаружить останки или установить признаки перекопа (нарушения) земли, сделанного при создании захоронений. Нарушение земли определяется её цветом, составом, или структурой. При тщательной зачистке стенок, нарушенный грунт легко отличить от ненарушенного участка грунта (материка).
В проведении разведки участвует, конечно же, весь отряд. А так как у подростков неизбежно будут возникать трудности, более опытные и знающие руководители должны направлять ребят по правильному пути.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКОПОК. СБОР МАТЕРИАЛА

На участке, обнаруженном в ходе разведки, организуются раскопки. Порядок их проведения зависит от различных факторов и определяется непосредственно на месте. В каждом случае возможно различное залегание останков и археологических источников (медальонов, документов, элементов экипировки и снаряжения, личных вещей, оружия, боеприпасов и т.д.), расположение которых не всегда соответствует общепринятым закономерностям и налагает свои особенности на условия проведения работ. Порядок эксгумации определяется, в первую очередь, типом захоронения. Рассмотрим их по порядку.

ПЛАНОВЫЕ ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

Плановые воинские захоронения - места погребения воинов, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран, в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений, выполненные специальными командами воинских частей и соединений. Команда, выделяемая командиром, занималась розыском трупов, их сбором и доставкой на место погребения. У погибших изымались документы, оставляя лишь один экземпляр вкладыша солдатского медальона. Погибших должны были хоронить в могилы достаточной глубины (не менее 1.5 м). На насыпной холмик над могилой высотой до 0.5 м устанавливалась пирамидка высотой 1.5 м, сделанная из досок или камня. На пирамидке выжигался или писался номер могилы. Информация о произведенных захоронениях фиксировалась в документах воинских частей (которые хранятся в архивах, а также в местных военкоматах).

ВЕРХОВОЕ ЗАЛЕГАНИЕ ОСТАНКОВ

Верховое залегание останков на местности означает; что в период боевых действий этот убитый боец или командир не был захоронен (либо о нём забыли, либо похоронная команда работала недобросовестно, либо по какой-нибудь другой причине). Костные останки при таком захоронении обычно залегают на глубине 5-30 см, они покрыты травой, листвой, т.е. всем тем, что накопилось за долгие годы. Часто останки одного человека могут находиться на площади в несколько квадратных метров - как следствие боевых действий и результат растаскивания дикими животными и корнями деревьев.
Чтобы определить, есть ли останки в верховом залегании, действовать нужно следующим образом.
Отряд производит осмотр местности с целью обнаружения любых предметов военного времени. Это могут быть каски, ботинки (опыт показывает, что их находка точно указывает место залегания останков), противогазы или их детали (трубки, маски, коробки), кожаные подсумки, ремни, резиновые подмётки, каблуки, россыпи патронов, гильз, гранаты, пулемётные коробки, минные ящики, зарядные стаканы снарядов, патронные цинки, колючую проволоку, котелки, кружки, ложки и т.п. С этой задачей ребята легко справятся. Но они не должны толпой бегать по лесу: местность разбивается на несколько участков, на каждом участке по 1-3 человека (это зависит от количества человек в отряде, от размера обследуемой территории).

Параллельно с этим можно попытаться определить расположение на местности оборонительных сооружений (наших и противника), их протяжённость по фронту и в глубину и, соответственно, конфигурацию нейтральной полосы военного времени (легче сделать это при наличии карты боевых действий). Очень часто погибшие бойцы оставлялись нашими войсками на "нейтралке", их погребением не занимались в связи с пристрелянностью участка немецкими пулемётчиками или минированностью полосы.
Все лежащие на поверхности предметы военного времени, а личные в особенности, выявление относительной чёткости линий обороны и наличие прямых указаний в архивных документах именно на данный участок местности указывают на необходимость тщательного обследования, т.к. под дёрном или слоем листвы могут быть останки солдат, поросшие мхом, травою, слоем перегноя, скрытые корневищами выросшего лесного массива.
Костные останки могут быть обнаружены прямо на поверхности, не скрытые растительностью или складками местности. В этом случае вся прилегающая площадь подлежит осмотру (прощупыванию), тем более если были обнаружены предметы явно не принадлежащие уже найденному бойцу (третий ботинок, ещё один противогаз и т.д.).
Часто деревья (особенно берёзы) растут прямо на останках. Иногда требуется вывернуть дерево с корнем: кости врастают между корней. Корни аккуратно подпиливаются (или подрубаются).
Окопы и окопчики обследуются в обязательном порядке. Лежащие в них бойцы не захоронены, их могли просто сдвинуть, скинуть, даже не присыпая землёй. Иногда окопы заполнены останками, найти их помогут щуп или металлоискатель.

Тундровая зона, сопки и низины также требуют особого подхода. Костные останки в такой местности в большинстве случаев остаются на поверхности, а ветры, дожди и мороз отбеливают их до цвета писчей бумаги. В отличие от леса, где останки врастают в дёрн, тундровая почва не принимает их: периодическое промораживание и оттаивание грунта постоянно выталкивают кости и амуницию наверх. То же самое происходит и на склоне сопки: периодическое сползание оттаявшего фунта растаскивает останки вниз по склону (иногда на несколько десятков метров). В этом случае собрать костные останки непросто.
Несомненно, в работе по осмотру и обследованию местности поисковику поможет металлоискатель.
Использование этого полезного прибора позволяет оперативно обследовать пространство между окопами, стрелковыми ячейками, траншеями, также, если прибор обладает хорошей глубиной обнаружения предметов, - то и все углубления в земле. При использовании металлоискателя в поиске следует помнить о следующем:
Перед началом работы с металлоискателем в поле или в лесу, следует разбросать перед собой на земле различные предметы (консервные банки, разные по размерам и составу куски металла, саперную или большую лопату, патроны или гильзы и т.п.). Проводя поисковой рамкой над этими предметами, постарайтесь запомнить характер звука, исходящего от них. Если прибор снабжен дискриминатором (устройством "игнорирующим" тот или иной металл), попробуйте все режимы дискриминации над каждым из предметов для уяснения того, какие предметы отсекаются при том или ином значении дискриминации, но при этом следует помнить, что чем выше значение дискриминации, тем больше потеря глубины, тем ближе к поверхности обнаруженный предмет. Поэтому режим дискриминации следует использовать лишь в тех местах, где высокая минерализация почвы, или большое количество осколков. Если прибор имеет два уровня дискриминации (например FISHER-1266-Х), установите ручку DISK 1 в положение 2, а ручку DISK 2 в положение 8, тем самым при обнаружении "хорошего" сигнала вы сможете переключиться в режим DISK 2 и проанализировать обнаруженный предмет (еще раз провести поисковой рамкой над этим местом): если сигнал в этом режиме по прежнему "хороший" - смело его выкапывайте. Наибольших эффект использование "1266-Х" дает при поисковых работах в лесу при поиске верховых останков, обследовании всех углублений в лесу, бывших траншеями, стрелковыми ячейками, окопами.

Несколько советов по использованию металлоискателя.
- Земля в местах боев буквально нашпигована неразорвавшимися боеприпасами и, при извлечения некоего предмета из земли, следует его аккуратно окопать и, снимая грунт небольшими слоями, выявить контуры объекта., визуально определить вид боеприпаса и степень его опасности (прошел ли боеприпас через канал ствола, находится ли на боевом взводе); не извлекая боеприпас, подозвать сапера или старшего по группе, обозначить место находки ярким лоскутом, вешкой. Ни в коем случае не пытаться извлечь боеприпас самостоятельно, так как некоторые противотанковые и противопехотные мины снабжались боковыми и донными взрывателями и устанавливались на неизвлекаемосгь.
- Наряду с боеприпасами также встречается большое количество осколков разного размера и глубины залегания, и все это "добро" хорошо "звенит" в металлоискателе и поэтому, работая с прибором, следует откапывать каждый объект, на который реагирует аппарат, особенно когда есть "хороший" сигнал, указывающий на крупный предмет. Вначале работы с прибором наряду с полезными предметами, вы будете выкапывать много разного мусора, но со временем, с приобретением опыта на такие сигналы вы попросту перестанете обращать внимание, но в начале вашей работы следует выкапывать каждый предмет, особенно если вы сомневаетесь в характере сигнала.
- При работе на местности следует помнить, что поисковое кольцо должно быть максимально приближено к земле и двигаться параллельно ей; всегда следите за тем, откуда и куда вы двигаетесь и с какой скоростью двигается поисковое кольцо: если оно двигается слишком быстро или слишком медленно, то вы теряете в глубине и, и таким образом, пропускаете много объектов, которые могли бы быть найдены. Постарайтесь для себя определить темп движения, для того, чтобы быстро не устать, и для того, чтобы тщательно обследовать выбранный участок.
- Всегда используйте поисковое кольцо возможно большего диаметра, так как это увеличивает глубину поиска на 15-20 %.
- Глубина обнаружения предмета зависит от его состава, сохранности, характера и влажности грунта. Более влажные лесные почвы увеличивают глубину обнаружения, песчаные и суглинистые уменьшают.
- Если есть наушники - всегда используйте их. Они помогают продлить срок жизни батарей, с их помощью можно "услышать" глубоко залегающие объекты, лучше определить их характер. Динамик, располагающийся на панели прибора, несколько, огрубляет звук и человеку, не обладающему музыкальным слухом, достаточно сложно уловить нюансы отклика на тот или иной предмет.
Теперь несколько слов о выборе самого прибора. Практика поисковых работ показала, что лучшей моделью ручного металлоискателя с максимальной глубиной обнаружения, является FISHER-1266-Х с поисковой рамкой 10,5 дюймов. Использование этого прибора позволяет обнаружить каску на глубине до 1-1,2 метра, более крупных предметов на глубине до 1,5 метров, т.е. примерной глубине стрелковой ячейки, окопа, траншеи. Гранату РГД-33, алюминиевую фляжку эта модель может "почуять" на глубине 0,5 - 0,7 м.

Использование "глубинного" прибора, например "ТМ-808" фирмы "WHITES", позволяет осуществлять работу на сильно замусоренных участках земли. Основное достоинство приборов такого класса в том, что они не "видят", большую часть мусора, которая находится у поверхности почвы. В то же время их отличает очень большая глубина обнаружения. Так например, с "ТМ-808" на паханом поле в Ленинградской области, где применение ручных приборов (в том числе и FISHER-1266) из-за большого количества осколков было невозможным, был обнаружен ящик с 50-мм минами на глубине 1,2 метра, а рядом с ним - боец. Диск от пулемета Дегтярева - 1,0-1,2 метра. И таких примеров хватает. По "боевому железу", такому как минные ящики, пулеметные коробки, каски, цинки с патронами и без, ящики с боеприпасами, можно выделить на запаханной территории траншеи, воронки, стрелковые ячейки, блиндажи, окопы. Также глубинный прибор позволяет оперативно обследовать блиндажи и крупные воронки, в которых может быть значительное количество останков погибших воинов, вперемежку с железом, которое может быть па погибших. Использование "ТМ-808" позволяет быстро обследовать значительные территории, так как, в отличие от ручных приборов, не надо водить поисковым элементом над поверхностью почвы. Этот прибор находится в положении "чемодана" в руке, и оператор, держа его около бедра, просто двигается по обследуемой территории.
При работе с металлоискателем следует также помнить о том, что эффективный поиск может осуществляться только при разделении труда и обязанностей. Поэтому оператору следует придать помощника с лопатой, который будет откапывать предметы. Максимальный эффект достигается при использовании металлоискателя и щупа. Щуп должен быть у каждого участника поисковой экспедиции.

Наилучший вариант щупа таков: круглый стальной прут диаметром 6-8 мм из упругой, желательно легированной, стали длиной примерно по грудь (в зависимости от роста человека), с ручкой из эбонита, текстолита или металла и стального наконечника. Расположение прута и ручки адекватно букве "Т". Для обследования траншей, блиндажей, глубоко залегающих братских захоронений рекомендуется иметь в отряде несколько щупов длиной 1,5 - 1,6 м. Щуп - инструмент тщательного обследования, им обследуются любые закоулки, каждая пядь земли, ямка, воронка, окоп, блиндаж. Он без затруднений проникает на глубину, особенно во влажной почве, и позволяет отыскивать незаметные глазу захоронения.

Чем дольше поисковик работает со щупом, тем лучше он определяет на слух камень, корень, металл, пластмассу, стекло, резину, дерево и, главное, - кость, останки человека. Кость издаёт особенный характерный звук, один раз услышав и запомнив который, ни с чем его уже не спутаешь, хотя некоторые корневища при неоднократном постукивании издают похожий звук. Но, в отличие от корня, в кости не вязнет острие щупа. Иногда эрозия костей приводит к "протыканию" их щупом: звук кости был, но щуп не остановился на ней, как на жёстком основании, а ушёл глубже. В этом случае надо обязательно откопать сомнительный предмет.
Каски, котелки, кружки, пряжки, патроны, гранаты, оружие и т.п. хорошо отыскиваются щупом без металлоискателя. Иногда достаточно найти один предмет, чтобы, разворачивая поиск щупом от предмета вширь по спирали или квадратами, найти то, что осталось от погибшего человека. Прощупывание следует проводить многократным повторением уколов щупом через 3-5-7см.
При обнаружении останков необходимо определить характер и площадь их залегания. Для этого щупом следует очень тщательно, через 2-3 см, обследовать интересующий участок поверхности размером примерно 1,5 м на 2 м, проводя таким образом локализацию (определение площади залегания костей скелета, их расположения), и лишь после приступать к эксгумации, осторожно снимая слой за слоем почву.
Сохранность останков зависит от следующих факторов:
- влажности почвы;
- возраста человека к моменту гибели;
- качества его питания при жизни;
- близости к открытой поверхности;
-постороннего воздействия в момент и после смерти (мины, артснаряды, животные).
В неблагоприятных случаях от человека остаётся 2-3 косточки безотносительно к тому, в какой почве он лежал и сколь близко к поверхности. Если человек в течение нескольких месяцев до момента гибели недоедает, то в послевоенные годы его останки растворяются и в воде, и в почве, и в растительности.
Из вещей прекрасно сохраняются стекло, кожаные ремни, резиновые подошвы ботинок, сапог, валенок, маски и шланги противогазов, пластмассовые и эбонитовые вещи. Неплохо - алюминиевые и эмалированные котелки и кружки, ложки, детонаторы и запалы, целлулоид. Хуже - патроны, гранаты и вооружение. Совсем плохо - металлические пуговицы, пряжки, предметы из дерева. Не сохраняются во влажной и кислой почве ткани, войлок, сукно, ватники, бумага (за весьма редким исключением). В тундровой зоне хорошо сохраняется практически весь перечисленный набор в течение очень долгого времени, даже бинты и газеты. Находка любого личного предмета поможет определить ориентацию останков на поверхности.
Эксгумацию найденных останков нужно проводить послойным снятием грунта с тщательной проверкой комков во избежание потери личных вещей человека. Снятие грунта лучше всего вести ножом, саперной лопаткой или острым скребком. Этот инструмент при носке и хранении не должен соприкасаться со всеми другими предметами, употребляющимися в быту. При обнажении частей костного скелета поначалу не следует выдёргивать и извлекать их из почвы, они остаются на месте, а грунт со всех сторон осторожно очищается.
Личные вещи также лучше до поры оставлять на месте и лишь после того, как определилось точное залегание основных частей скелета человека, можно отложить их в сторону. При этом все найденные предметы проверяются на наличие подписей, (они могут быть сделаны на ложке, кружке, бритве, ноже, зубной щётке, карандаше, портсигаре, даже на ремне, каске или ботинке).
После того, как части костного скелета будут полностью обнажены и выявлен характер залегания, следует собрать с поверхности останки. Если они залегают под деревом или между валунов, либо извлечение связано с неизбежным нарушением расположения, то их можно собрать раньше. При находке и прочтении медальона обязательно сохраняются найденные личные вещи, они вкладываются вместе с останками в специальный мешок - т.н. эксгумационный, и впоследствии передаются родственникам.
После снятия грунта необходимо задокументировать найденное: тип залегания останков, их сохранность, состояние костного скелета, повреждения, глубину залегания, вооружение, амуницию, личные вещи, особые приметы, данные медальона или именной вещи. Эта процедура занимает немного времени и даёт, в совокупности с десятком других подобных документов, весьма красноречивую картину произошедшего десятки лет назад боя в довесок к архивным сведениям.

После эксгумации останки обмываются водой и помещаются в эксгумационпый (полиэтиленовый) мешок. В каждый из них должна быть вложена табличка с данными эксгумации (если есть медальон или именная вещь), номером индивидуального приложения к Протоколу эксгумации и номера самого Протокола.
Если нет мешка, то останки можно сложить в каску, пулемётную коробку, главное - не смешивать с останками других найденных бойцов. В идеальном случае каждого солдата нужно хоронить в отдельном гробу, но реальная ситуация не всегда позволяет это сделать, поэтому поисковики должны сделать всё от них зависящее и исключить небрежность и промахи.
Останки костного скелета обмываются водой, а не промываются дочиста.
Тщательно очищаются от грунта и промываются в воде ложки, кружки, котелки, ремни и т.п. Часто на подобных предметах можно обнаружить не только инициалы или фамилию бойца, но и полные имена и фамилии, и даже целые послания.
Таким образом, способы поиска и эксгумации верховых останков представляют собой следующее:
а) необходимо визуально обнаружить на местности предметы военного времени;
б) проверить местность миноискателем на наличие металлических предметов, скрытых под растительностью или в почве;
в) при обнаружении мины - отметить место и вызвать сапёра;
г) щуп - инструмент тщательной проверки местности после находки предметов военною времени и металлических предметов;
д) частота прощупывания - через 3-7 см;
е) после находки щупом какого-либо предмета его следует осторожно окопать сапёрной лопаткой и очистить ножом (скребком):
ж) при обнаружении останков необходимо расчистить место эксгумации от посторонних предметов, листвы, мусора;
з) эксгумацию проводить послойным снятием грунта (дёрна) с тщательной проверкой комков;
и) после снятия грунта следует зарисовать и задокументировать найденные останки и вещи в индивидуальном приложении к Протоколу эксгумации;
к) обязательна промывка и проверка личных предметов человека с целью обнаружения надписей;
л) после эксгумации останки и личные вещи необходимо поместить в отдельный эксгумационный мешок с табличкой идентификации и номером индивидуального приложения и Протокола эксгумации;
м) на раскопе нужно оставить подробную записку;
н) после окончания работ на участке составляется протокол эксгумации, возможно, единый на весь участок.

ГЛУБИННОЕ ЗАЛЕГАНИЕ ОСТАНКОВ

1.Первым признаком наличия захоронения практически во всех грунтах является локальное углубление. Со временем грунт оседает и на месте захоронения вместо насыпного холмика появляется провал, который часто принимает вид овала, иногда четырёхугольника. Во влажной зоне это углубление по весне и после дождей всегда заполняется водой. А так как воронки также заполняются водой, то следует опробовать щупом каждое углубление.
2. При наличии длинного, около 1,5 м, щупа им следует погрузиться на максимально возможную глубину, лучше всего одним постоянным усилием, без толчков. Если захоронение имеет место (даже одного человека), то на некоторой глубине, соответствующей верхнему контакту щупа с полостью захоронения останков, наблюдается характерный резкий провал щупа на 10-15 см и остановка его на дне могилы или на кости.
3.Следующим признаком является обнаружение кости на глубине после провала щупа, причём последний должен уверенно опереться на неё, и звук щупа должен быть характерным для кости.
4. При обнаружении места возможного захоронения после подъёма щупа на поверхность следом должны подняться большие массы воздуха, причём неоднократно. Следующий провал щупа должен дать то же самое.
5.При выходе смеси газов на поверхности воды, если она есть, может появиться углеводородная плёнка...

Если захоронение достоверно определено, то на нём производится комплекс работ по эксгумации.
Прежде всего, нужно щупом определить границы площади захоронения и наибольшую глубину залегания останков. Для этого, как и в случае с поиском верхового залегания останков, нужно углубиться щупом по предполагаемому периметру площади и по звуку и остановке острия на кости (пли не остановке) убедиться в наличии или отсутствии останков при каждом углублении щупа. Глубину залегания можно ориентировочно определить по завязанию в пустом массиве острия щупа ниже останков. При вскрытии массива её можно уточнить. Установив границы, можно приступать к работе.
Для начала следует выбрать место, куда следует выбрасывать грунт, и где он будет просеиваться. Грунта может быть до нескольких кубометров, поэтому следует приготовить соответствующую площадку для его переборки и просеивания.
В первую очередь, от определённых границ захоронения нужно отмерить наружу по полметра, чем-либо прочертить этот отступной контур и окопать его по периметру так, чтобы внутри контура осталась полуметровая перемычка со всех сторон и само захоронение. Окапывание следует проводить канавой шириной 0,7 - 0,8 м и больше, так как при слишком узкой канавке неудобно работать. Глубина залегания останков (нижняя граница) определяет глубину отрытой канавы.
Дойдя до нижней границы канавы, следует приступать к удалению полуметровой перемычки. Поначалу малой сапёрной лопаткой, а затем ножом или скребком, послойно снимается со всех сторон оставленная полуметровая перемычка грунта. Это можно делать как сверху вниз, пак и от краёв массива к центру. Перемычка удаляется до контакта с останками со всех сторон по верху захоронения. Снизу и по середине перемычка остается и убирается уже после эксгумации находящихся сверху останков.
Если при прокладке шурфов не удаётся точно обнаружить границы могильной ямы, то по всей территории предполагаемого захоронения аккуратно вскрывается верхний слой дёрна на штык лопаты, по цвету и структурным особенностям грунта определяются границы захоронения. При этом следует учитывать, что костные останки порой располагаются в стороне от установленных границ, имея над собой не перекопанный слой грунта.
Могильная яма вскрывается горизонтальными пластами определённой толщины (толщина каждого вскрываемого пласта зависит от глубины залегания останков и устанавливается непосредственно при раскопках). Выкапываемый грунт проверяется на предмет обнаружения подъёмного материала, т.е. предметов, находящихся в культурном слое или на поверхности земли, а также признаков идентификации останков. Особо тщательно производится поиск предметов в районе грудной клетки и тазовых костей погибшего, где чаще всего находятся медальон и документы.

Вскрывать могильную яму сразу на всю глубину нельзя, т.к. неизвестно расположение костных останков, не установлено наличие взрывоопасных предметов и, самое главное, можно уничтожить или повредить археологические источники, имеющие большое значение в установлении личности погибших.
При снятии каждого пласта грунта целесообразно прощупать почву щупом и обследовать металлоискателем.
Вскрытие самых нижних слоев, соприкасающихся с останками, проводится с особой осторожностью. При этом применяется более мелкий рабочий инструмент: саперные лопатки, ножи и т.д. При вскрытии захоронения следует иметь в виду, что уровень залегания останков не всегда находится на одинаковой глубине.

Если захоронение глубокое и тесное, а грунт непрочен, то во избежание осыпания стенок необходимо расширять его площадь или укреплять стенки. Отработанный грунт располагают не ближе 70 см от края могильной ямы. До вскрытия захоронения поверхность окружающего участка в радиусе около 7 - 10-ти метров должна быть исследована на предмет отсутствия останков, чтобы исключить их засыпание отработанным отвалом.
Достоверность сведений, полученных при раскопках, во многом зависит от качества исследования. Техника вскрытия захоронений и эксгумации останков имеет свои особенности в каждом конкретном случае и определяется, прежде всего, степенью сохранности захоронения. В тех случаях, когда захоронение нарушено мародёрами и перекопано, а расположение костных останков и подъёмного материала хаотично, целесообразно исследовать грунт, вынутый при несанкционированном вскрытии, а также грунт могильной ямы до материка.
В случае, когда захоронение не нарушено, при постепенной выемке заполнения могильной ямы, можно проследить некоторые признаки приближения захоронения. Это появление тёмных пятен твёрдой земли, склеенной продуктами разложения трупов, предметов экипировки и снаряжения. При появлении этих признаков земля аккуратно снимается, определяется положение костяка, проводится его расчистка и подъём археологического материала. Нельзя брать или сдвигать найденные предметы, т.к. по их взаимному расположению возможно установление обстоятельств гибели военнослужащего (боевое захоронение). Для упаковки находок нужны коробочки разных размеров, вата, обёрточная бумага, а также большие полиэтиленовые мешки (размером 50Х100 см) для временного хранения костных останков.
При обнаружении медальона его необходимо герметично упаковать в полиэтиленовый пакет, желательно с землёй, и в дальнейшем оберегать от механических и других воздействий до проведения экспертизы. Рекомендуется вскрывать медальон в лабораторных условиях. Пергаментный вкладыш необходимо аккуратно развернуть и просушить, избегая попадания прямых солнечных лучей.
Расчистку раскопа желательно проводить от головы к ногам, горизонтально срезая землю совком. Отдельные кости нельзя извлекать из скелета до полной его зачистки.
Над головой, грудью и в районе туловища павшего следует всегда копать не так глубоко, как над ногами, и более осторожно, чтобы предотвратить разрушение и дальнейшую утрату, возможно решающих признаков идентификации останков.
Отработанную землю убирают со дна раскопа, чтобы расчистку не проводить дважды.
В каждом случае останки должны быть откопаны и очищены по всей своей длине и ширине (и сверх этого ещё по 10 см со всех сторон). После очистки останков от земли можно начинать их извлечение из захоронения в обратной последовательности: от ног - к голове. Благодаря этому создаётся свободное пространство для работы. В случае необходимости кости скелета вместе с подъёмным материалом зарисовываются или фотографируются.
После извлечения останков необходимо зачистить дно ямы до материкового слоя, т.к. возможно двойное захоронение. Необходимо исследовать грунт вокруг могильной ямы с помощью щупа.
Описанный подход справедлив как для захоронений устроенных в открытых ямах, так и для воронок. Канава при проходке будет иметь по периметру округлые очертания.

При проходке в грунте руководитель работ должен сам оценить, - когда можно приступить к удалению перемычки. Обычно это делается при достижении канавой половины установленной глубины залегания останков. При снятии верхней части перемычки тем самым достигается осушение верхней части захоронения и становится возможной его очистка от грязи, веток, листьев до слоя погребённых останков. При этом вся подаваемая наверх масса должна просеиваться через пальцы, желательно растирание её на наклонной доске. В этом случае ребятам поручается трудоёмкая процедура вскрытия и выемки грунта и воды, а девушки отлично справятся с работой по переборке фунта. Во избежание возможных недомоганий и заболеваний желательно работать в резиновых перчатках.

Просеивание и растирание грунта особенно важно для исключения пропуска и выброса плавающего или заключённого в комок грунта медальона. Особая тщательность при просеивании требуется в момент достижения уровня останков. Появляющаяся в увлажнённой почве после откачки на дне ямы вода способна подхватить незамеченный вовремя всплывший эбонитовый (деревянный) медальон, и он может быть вылит с очередной откачкой, поэтому каждое ведро воды из ямы также просеивают. Для ограничения оплывания грунта со стенок массива с останками можно использовать способ установки жердевой стенки с вертикальным забиванием жердей.
Работу следует продолжать до тех пор, пока не обнажатся все части скелета (скелетов) и предметы амуниции, выдёргивать их из грунта ни в коем случае не следует. Когда откроется вся картина залегания останков, её необходимо или сфотографировать, или зарисовать, или снять на видеоплёнку. Эти материалы прилагаются к протоколу эксгумации.

Если грунт сверху очищен и удалось точно определить, что кому принадлежит и как расположены останки, можно приступать к эксгумации. Лучше всего, если каждым человеком занимаются по трое поисковиков: двое внизу на раскопе, один наверху принимает от них подаваемые части скелетов, амуницию и т.п. Складывать их он должен отдельно от других. Раскладку останков следует производить так, как устроен скелет человека. Сразу будет видно, какой из частей не хватает или что подано лишнее, чужое, данному бойцу не принадлежащее. По окончании полной эксгумации захоронения правильно заполнить протокол эксгумации не составит труда. Все будет на виду, на дневной поверхности.

После извлечения верхнего слоя останков до уровня грунтовой перемычки следует приступать к её дальнейшему удалению. Время от времени в перемычке нужно делать небольшие канавки для истечения влаги, находящейся в полости расположения останков. Поэтапно достигается дно.
После того, как все останки будут подняты на поверхность, составляются индивидуальные приложения к Протоколу эксгумации на каждого поднятого солдата, а также протокол эксгумации на захоронение.

Для перезахоронения нужно доставить подготовленные гробы к месту проведения работ. В каждый придётся укладывать останки нескольких поднятых солдат. Надо следить за тем, чтобы останки любого отдельно взятого бойца не попали по разным гробам. Для этого желательно все сложить в отдельные полиэтиленовые пакеты (эксгумационные мешки) и в пакетах укладывать внутрь. Естественно, как и в случае с верховым залеганием останков, в каждый пакет нужно вложить табличку с номером индивидуального приложения и протокола эксгумации, данными медальона, если был, местом находки, Ф.И.О. нашедшего (или название отряда).

Также надо отметить те гробы, куда положены останки бойцов, имевших медальон или именную вещь: возможно родственники успеют на захоронение. Образованную после эксгумации яму нужно полностью засыпать вынутым грунтом. Туда же складываются части амуниции, одежды с безымянных бойцов. На месте бывшего захоронения обязательно оставляется отметка о количестве поднятых бойцов, о месте их перезахоронения, номере части (армии).

О ЛЕТОПИСИ ПОХОДА

В каждом походе необходимо вести дневник, летопись похода, т.е. каждый этап экспедиции документально фиксируется. Осуществлять это можно различными путями.
- Дневник сменного дежурного, где отражается быт группы, выполнение графика похода и летопись поиска, куда последовательно заносятся итоги поисковой работы, рассказы участников и очевидцев и т.д.; и дневник, и летопись в данном случае составляют два отдельных документа. Отдельную папку должны составлять протоколы эксгумации останков, протоколы обследования захоронения, а также акты о начале и об окончании работ по эксгумации останков. * В экспедиции ведётся дневник, а затем, по возвращении, поисковые материалы переносятся из него в специальную летопись поиска, которая включает в себя итоги многих походов, переписки и т.д. Протоколы и акты составляются в любом случае, и делать это следует особенно тщательно.

Помимо общих дневников, журналов каждый из поисковиков может вести свой личный дневник. Руководителям следует подталкивать к этому ребят...
- Помимо главных поисковых документов - дневников и летописей, очень важно составить описание объекта, маршрут путешествия.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ, ПОИСК РОДСТВЕННИКОВ

После эксгумации и оформления протоколов и актов, в которых фиксируются результаты, останки укладываются в контейнер (гроб, полиэтиленовый мешок). Контейнер хорошо закрывается, опечатывается, и на нём проставляется номер, который заносится в протокол. Если на раскопе нет возможности сразу составить протокол эксгумации, то оформляется его черновой вариант или делается запись в журнале раскопок.
До захоронения останков следует обеспечить полное оформление документов по эксгумации.
Захоронение останков погибших защитников Отечества, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуется через местные органы власти и управления с отданием воинских почестей. Организованное захоронение необходимо зарегистрировать через военный комиссариат и органы местной власти и управления. Перенесённые захоронения также подлежат обязательной регистрации.
Если по каким-либо причинам нет возможности провести захоронение останков сразу по окончании всех поисковых работ, организуется временное хранение (захоронение) останков. Место временного хранения (захоронения) останков фиксируется в протоколе эксгумации. Останки должны храниться в защищённом от солнца и осадков месте.
Перезахоронение останков в обязательном порядке должно быть документально зафиксировано в местных органах власти и управления, а также в проколе эксгумации. Все эти мероприятия осуществляет поисковый отряд, проводивший эксгумацию и перезахоронение.
Наиболее оптимальным способом поиска родственников является посылка запроса в райвоенкомат по месту призыва бойца, составленного в двух экземплярах. Второй экземпляр предназначен для опубликования запроса в местной районной или городской газете. Для этого в конце его должна непременно содержаться просьба военному комиссару о передаче второго бланка в редакцию газеты. При этом следует иметь ввиду, что все сведения о военнослужащих, боевых действиях частей и подразделений хранятся в ЦАМО РФ в г. Подольске Московской области и работа в этом архиве позволит получить необходимую автобиографическую информацию о личности погибших, а так же о целесообразности дальнейшей работы.
Другие способы: посылка запросов в адресные столы, сельсоветы, по адресам указанным в медальонах. Они менее действенны, но отказываться от них ни в коем случае нельзя. Конечно, использовать все эти методы можно лишь при наличии медальона (либо других предметов позволяющих установить фамилию, имя, отчество солдата).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учёт результатов поисковых работ - один из важнейших её завершающих этапов, который предусматривает фиксацию обнаружения останков, мест их обнаружения, событий, связанных с выявленными захоронениями, участников поиска, а также географические и исторические особенности.
Аналитические обобщения результатов поисковых работ и архивных исследований позволяют не только прояснить судьбы отдельных военнослужащих, но и уточнить характер и историю военных событий.
Итоги подводятся по возвращении отряда из экспедиции. Необходимо собрать и классифицировать всю документацию, оформить дневник похода, проявить фотографии, ознакомить со всей собранной информацией тех членов отряда, кто не участвовал в экспедиции.
Все находки, привезённые отрядом из экспедиции, строго учитываются и передаются в поисковый или иной музей. Это могут быть личные вещи солдат (конечно лишь в том случае, если они не были переданы родственникам), документы, предметы военного снаряжения и т.д. В картотеку (или в компьютерную базу данных, если таковая имеется) вносятся данные о погибших, об их родственниках, о тех людях, с которыми отряд встречался в экспедиции. Эти же данные передаются и другим поисковым отрядам.
Но недостаточно просто классифицировать весь найденный материал. Чтобы не остался он лежать мёртвым грузом, проводится исследовательская работа. Если в экспедиции на первом месте были практические умения и навыки, то сейчас ребятам пригодится вся их теоретическая подготовка.
Любая экспедиция приносит плоды, даже если не все цели достигнуты и не все задачи были решены. При таком положении вещей можно лишний раз задуматься о недоработках при подготовке экспедиции, устранить все недочёты на будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поисковая работа представляет собой сложный комплекс различных направлений деятельности, цель которых - восстановление судеб погибших за Отечество, достойное их захоронение, поиск родственников, а также предоставление подросткам возможности заниматься общественно-значимой деятельностью, принимать активное участие в той работе, которая долгое время считалась доступной только взрослым.
Поисковая (поисково-краеведческая) работа носит циклический характер, продолжается в течение года, оказывает постоянное воздействие на людей, занимающихся ею, каждый раз открывая что-то новое, принося реальный, ощутимый результат.
Быть членом отряда может каждый желающий, независимо от возраста и даже от состояния здоровья, ибо спектр задач, направлений деятельности очень широк и ни одно из звеньев не может быть выброшено, все этапы взаимосвязаны. Основные качества - желание работать, целеустремлённость, жажда активной деятельности, желание помогать, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность и т.д. Поисковая работа также помогает воспитать эти и другие не менее важные для человека качества. Именно поэтому участие в поисковой экспедиции очень эффективно при воспитании так называемых "трудных" подростков особенно сейчас, когда нет таких массовых организаций, как пионерская, а различные кружки, секции, клубы не всем доступны. Поисковая работа позволяет ощутить свою значимость для людей, а значит, появляется цель в жизни, поле для деятельности. А не это ли нужно подросткам - проявить себя, попробовать свои силы, пообщаться со взрослыми в неформальной обстановке, на равных.
С уважением,
Кочетов Евгений.
Поисковый отряд "Ориентир".
Аватар пользователя
Кочетов Евгений
Администратор
 
Сообщений: 565
Зарегистрирован: 10 ноя 2013, 18:04
Откуда: г. Челябинск

Re: Методические материалы. Разное.

Сообщение Кочетов Евгений » 07 сен 2014, 21:07

Вышло в свет 4-е издание сборника "Методические рекомендации по военной археологии (по поисковой работе на местах боев Великой Отечественной войны)" : сб. ст. / сост. В.Н. Петров, Н.А. Шкапа – М.: ООО"Азбука-2000", 2014. – 800 с. ISBN 978-5-91333-032-1. Данный сборник разработан в РОО "ИКПЦ "ОБЕЛИСК" как методическое пособие для обучения различным аспектам поискового дела. Настоящее издание осуществлено на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 " №115-рп". Настоящее издание будет доступно для скачивания на сайте http://www.obelisk-mos.ru в подразделе "Литература".
http://www.obelisk-mos.ru

Методрекомендации по поисковой работе на местах боев ВОВ. В.Н. Петров Н.А. Шкапа.zip
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением,
Кочетов Евгений.
Поисковый отряд "Ориентир".
Аватар пользователя
Кочетов Евгений
Администратор
 
Сообщений: 565
Зарегистрирован: 10 ноя 2013, 18:04
Откуда: г. Челябинск


Вернуться в Полезный опыт. Методические, учебные материалы.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1