Страница 1 из 1

Экскурсия. Подготовка и проведение.

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 23:29
Кочетов Евгений
Важным элементом поисковой работы является проведение мероприятий выставочного характера. Не говорю о музеях, но выставки есть во многих общественных организациях, занимающихся поисковой работой. Естественно, что на них проводятся экскурсии. Предлагаемый материал поможет более грамотно подготовить и провести подобное мероприятие. Читаем и перекладываем на наши рельсы:

...В работе школьных музеев наиболее активно развиваются два направления — поисково-исследовательское и экскурсионное. Работа экскурсоводов требует большой теоретической подготовки и практических навыков. Для успешной и качественной подготовки и проведения экскурсии школьному экскурсоводу необходим знать, какие типы экскурсий существуют, особенности ведения экскурсий разных видов, а также специфику работы с различным аудиториями.
Выделяют несколько основных типов экскурсии.
1. Обзорная экскурсия носит ознакомительный характер. В музее — это общее знакомство с основными разделами коллекции, с выдающимися экспонатами музейной коллекции при пешеходной экскурсии — с основными историко-архитектурными, культурными памятниками города. Обзорная экскурсия всегда носит просветительский характер. Она определяется особо эмоциональным тоном подачи материала. Во время проведения таких экскурсий следует задержаться на наиболее показательных экспонатах, памятниках истории и культуры. При этом давать общую характеристику времени, эпохи, стилей надо предельно четко и кратко. Обязателен рассказ об истории возникновения экспоната, его значимости для музея и для города.
Обзорная экскурсия предполагает знакомство за короткий временной промежуток:
■ в музее:
— с основными разделами экспозиции;
— с отдельными выдающимися экспонатами;
— с особенностями коллекции музея;
■ во время пешеходных экскурсий:
— с историческими местами города;
— памятниками истории и архитектуры.
Важная роль в структуре обзорной экскурсии — видеоряд. Он определяется смысловыми акцентами в маршруте, целью экскурсии, количеством времени проведения и особенностями экскурсионной группы. В задачу обзорной экскурсии не входит подробное ознакомление с историей. Выделяются только основные факты, этапы, тенденции развития. Используется метод комплексного анализа чаще, чем все остальные. При обилии материала экскурсия должна быть утомительной. Для детской аудитории активно используется диалоговая форма.
2. Элемент образовательной экскурсии есть в любом другом типе. Это тематическая или монографическая экскурсия. Она чаще всего проводится для школьной аудитории (кроме младшего возраста). Ее изложение зависит от возраста слушателя, уровня образования и ориентируется на запросы аудитории.
Образовательная экскурсия предполагает определенную подготовленность группы и ориентирована на расширение и углубление знаний по истории предмета. Она требует не просто общих знаний истории экспонатов, а широкого, углубленного знания эпохи, стилевых особенностей и направлений искусства того или иного исторического отрезка. Поэтому такой тип экскурсии требует тщательной подготовки. Экскурсоводу необходимо ознакомиться с широким спектром литературы историко-культурного характера, искусствоведческого, исторического.
3. Тематическая экскурсия связана с учебной программой курса средней школы или училища: литературой, историей, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. Цель такой экскурсии — расширение познаний. Акцент — более глубокая подробная информация, касающаяся той или иной темы. Познавательные задачи весьма разнообразны и определяются запросами экскурсионной аудитории.
Тематические экскурсии проводятся с небольшими группами (от 12 до 15 человек). Они должны предварительно пройти или ознакомительную (обзорную) экскурсию, или предварительную лекцию общей направленности, или это может быть специально подготовленная группа. На экскурсии подобного рода может быть ис¬пользован дополнительный материал, имеющий отношение к теме. Приводятся цитаты известных исследователей, критиков, историков (выписываются на специальные карточки) или цитаты из художественных произведений, стихотворений (они всегда читаются наизусть). Здесь важно чувство меры. Экскурсия не должна подменять собой лекцию.
Проблемные экскурсии проводятся чаще всего по современно¬му периоду. Здесь особо важно определить цель и задачу, глубо¬кое понимание проблемы. Нужны четкая логика изложения, отсутствие навязывания своего мнения и вкуса. Нельзя входить просто в рассуждения «по поводу». Оценка четко формируется и доказывается, а не основывается на положении «это мне нравится».
4. Для проведения развивающей экскурсии требуется обязательное искусствоведческое образование экскурсовода. Такой тип экскурсии мало распространен в школьной практике. Эта экскурсия формирует наблюдательность, творческое мышление и способность углубленно анализировать.
Развивающая экскурсия считается особо сложной. Данный тип требует способности анализировать и обобщать, сравнивать, развивает наблюдательность и творческое воображение. Такие экскурсии определенным образом создают проблемные ситуации для работы воображения, сравнений, анализа, сопоставлений и своеобразного мини – исследования. Они предполагают творческую импровизацию. В них может быть разыграно совместное «сказочное действие» или пластическая игра – «живая скульптура».
При подготовке и выборе типа экскурсий следует учитывать временные рамки и особенности проведения экскурсий.
Продолжительность экскурсий может быть различной (от 1 часа до 1 часа 30 минут и 2 часов), но для школьников целесообразны экскурсионные циклы. Они предусматривают систематическую работу с одной определенной аудиторией.
Очень важно при подготовке экскурсии учитывать возраст экскурсантов и, соответственно, их возрастные и психологические особенности. По возрастному признаку их можно условно разделить на следующие группы:
1. Дошкольники – самые маленькие экскурсанты (3-6 лет). У детей очень высокая зрительная активность. Они многое замечают и задают вопросы. Психологически они могут воспринимать любое произведение искусства или исторический экспонат. Для них экскурсия – игра. Важно, чтобы они рисовали и лепили на заданные темы после экскурсии. Их творчество - очень эффективный путь освоения окружающего мира.
2. Младший школьный возраст (7-10 лет). Дети этого возраста отличаются живостью и непосредственностью восприятия. Они могут усвоить, запомнить словесное описание экспоната, объекта и сделать его сами. Они имеют определенные знания, полученные в школе, и поэтому могут отвечать на конкретно поставленные вопросы. Кроме живого эмоционального восприятия, фантазии у них есть в восприятии и словесно-логические черты. У детей этого возраста хорошо развито воображение, но для них очень важна занимательность, увлекательность содержания. Их внимание не может оставаться надолго сосредоточенным. Сюжет увлекает их, но они кроме оценок переживают внутреннюю атмосферу события. Они запоминают некоторые термины, могут сравнивать, сопоставлять. Форма экскурсии рекомендуется только диалоговая, открыто эмоциональная, активизирующая действия детей, их высказывания и предполагаемые вопросы. Большое значение здесь имеет развитие наблюдательности детей, а также элементарной формы анализа, обобщения зрительных впечатлений. Эти экскурсии также могут завершаться творческими заданиями.
3. Средний школьный возраст (10-12 лет) – достаточно сложный. Память, внимание изменяются, происходит перестройка психики. К этому возрасту развиваются способности активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать и обобщать. Для этого возраста уместны тематические экскурсии, так как дети этой возрастной категории готовы к систематизации полученной информации. Поэтому предусматриваются темы экскурсий, связанные с гуманитарными школьными предметами – историей, литературой, мировой художественной культурой. В экскурсионной работе с детьми среднего школьного возраста применима диалоговая форма. Можно усилить акцент словесных оценок объекта экскурсии в творческих заданиях. Общение может быть монологовым со стороны экскурсовода, но вопросы задавать ему необходимо, так как мысленно группа может ему отвечать, не произнося этих ответов вслух, боясь попасть впросак. Здесь необходимы интеллектуальный мыслительный процесс, а не пассивное слушание – созерцание. Подросток ищет «своего героя», образец для подражания. Поэтому в экскурсионно-тематических циклах важен рассказ о личностях выдающихся людей исторического периода.
4. Старший школьный возраст. Старшие школьники осознанно и заинтересованно воспринимают экскурсионный материал. Пытаясь понять сложность мира и социума, юношество ищет ответы бытия в истории, искусстве, через это осмысляя реальный мир. Поэтому современная музейная педагогика выделяет в этом смысле воспитательно-образовательную функцию своей деятельности. Для старших школьников и студентов важны образовательные тематические экскурсии, обзоры современных выставок, монографические экскурсии. Аудитория старших школьников и студентов может быть настроена весьма иронично, негативно к «серьезному» искусству, имея багаж массовой культуры. Нужно обязательно учитывать уровень интеллекта группы, ее мировоззрение, создать атмосферу совместной творческой работы. А способность анализировать предметы и произведения искусства помогает анализу жизненных психологических ситуаций и личностных контактов оценок.
5. Самая сложная аудитория — «смешанная» группа (разный возраст, образование, разные запросы).
Экскурсовод — организатор диалога зрителя и музейного памятника. Поэтому в основе методики экскурсии лежит общение с экспонатом, историко-архитектурным объектом. Но нужно не просто дать грамотную информацию, а вызвать побудительный мотив у зрителя — увидеть и понять суть музейного экспоната, исторического памятника.
Экскурсовод должен знать следующие правила проведения экскурсии:
1) соблюдать ее основные принципы:
— научность,
— правдивость,
— связь теории с жизнью,
— убедительность,
— доходчивость;
2) экскурсию необходимо вести дифференцированно:
— учитывать возрастной состав группы,
— уровень образования,
— местожительство экскурсантов;
3) во время экскурсии нужно стоять лицом к группе, не загораживая экспоната, поворачиваясь вполоборота к стендам или музейному предмету;
4) обязательно четко раскрывать тему экскурсии, связывать излагаемый материал с ее названием;
5) соблюдать маршрут;
6) в ходе экскурсии следить за равномерным распределением времени по подтемам, последовательно, с логическим переход вести рассказ от объекта к объекту, подводить итог после подтем;
7) обязательно использовать «портфель» экскурсовода (наглядные пособия);
8) использовать справочный материал (о музеях, выставках, расположении центральных улиц и т.д.);
9) для более полного, яркого раскрытия темы и поддержки интереса слушателей рекомендуется использовать исторически архивные сведения, выдержки из документов, печатных периодических изданий различных лет, цитаты из литературных и друг произведений.
Экскурсионный материал обычно складывается из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Вступление — это краткая основная справка о музее, коллекции, теме экскурсии. Основная часть раскрывает содержание и особенности экскурсии или музейной коллекции. В музее — это знакомство с основными разделами экспозиций, отдельными выдающимися экспонатами, при пешеходной экскурсии - с историко-архитектурными памятниками. Здесь очень важную роль играют цель и задачи экскурсии выбор маршрута. Рассказ должен быть эмоционален. Не должно быть перечисления и механического перехода от объекта к объекту, они - не иллюстрация к изложению. Необходимо применение всех методов анализа. Заключение - подведение краткого итога экскурсии, выявление важных основных моментов, значимости музея, его экспонатов в культурном наследии города, края, государства.

Каждый экскурсовод должен не только хорошо знать историю родного края, но и владеть основами экскурсоведения, педагогики и психологии: уметь подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему и эффективно донести свои знания до аудитории. Кроме этого, применять методические приемы ведения экскурсии, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», а это возможно лишь при организации постоянной и продуманной учебы юных экскурсоводов. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.
В целом, работа экскурсоводом развивает и дополняет знания школьников по гуманитарным дисциплинам, развивает мышление, самостоятельность суждений, активность отношения к окружающему миру, помогает детям адаптироваться в сложном современном мире, стать оптимистичнее, контактнее.