Кондратцев Сергей Анатольевич » 23 фев 2016, 22:16
Штурман звена 58-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии старший лейтенант ГОНЧАР Павел Максимович, 1920 г.р., уроженец: УССР, Николаевская область, Баштанский район, с. Баштанка, отец Максим Давыдович. Кадровый, в РККА с 1939 года.
Воздушный стрелок-радист 58-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии старшина АЛТУХОВ Алексей Федорович, 1919 г.р., уроженец: РСФСР, Орловская область, Тельченский район, с. Счастливка, отец Федор Митрофанович, мать Акулина Ивановна. Мобилизован Орловским ГВК в 1939 году (в некоторых донесениях ОБД "Мемориал", ошибочно учтен как Сергей).
Экипаж самолета Пе-2 не вернулся с боевого задания 25 января 1944 года после нанесения бомбоштурмового удара в р-не Войсковицы - Колпаны, 5 км южнее г. Гатчина Ленинградской области.
Место падения самолета Пе-2 в р-не д. Грязно (район села Рождественно) Гатчинского района Ленинградской области обнаружено в 1953 году при земляных работах. При извлечении обломков самолета были найдены останки экипажа. У одного из погибших были обнаружены письма на имя старшины Алтухова Алексея Федоровича. Работниками местного исполкома и военкомата была разыскана мать погибшего, но, к сожалению, имена остальных погибших установить не удалось. Останки погибших были захоронены в деревне Романовка Гатчинского района Ленинградской области.
В 1968 (по другим данным в 1962) году место падения было дополнительно обследовано местным поисковиком - краеведом Михаилом Алексеевичем Марковым, в следствии чего, при помощи Гатчинского ОГВК были установлены полные данные погибших: заместитель командира эскадрильи, капитан Белугин Виктор Павлович, штурман звена, старший лейтенант Гончар Павел Максимович, 1920 г.р., воздушный стрелок, старшина Алтухов Алексей Федорович, 1919 г.р.
В книге-воспоминаниях бывшего воздушного стрелка 58-го бомбардировочного авиаполка Н.Я. Рыбалко "Старорусцы" описывается последний боевой вылет погибшего экипажа:
"Со второй половины дня 25 января усилился снегопад. Облачность стала еще ниже... В 14 часов 20 минут в воздух поднялось звено Пе-2, которое вел экипаж капитана Б.Г. Жукова. Оно взяло курс на скопление войск и автомашин в районе Вольстова и Колгано (скорее всего это ошибочно написанные название населенных пунктов: Войсковицы и Колпаны - Прокофьев И.Г.), южнее 5 километров города Гатчина. Появление бомбардировщиков для врага было неожиданным и пагубным. Прямыми попаданиями уничтожено три автомашины, разрушено три дома, где размещались войска противника.
Над целью "пешки" подверглись плотному зенитному и ружейно-пулеметному обстрелу врага... После бомбового удара три Пе-2 были атакованы шестью ФВ-190. Они цепочкой заходили в атаку на "пешки" и сразу же уходили в облака. Летчики звена сомкнули строй, уплотнили огонь пулеметов против врага. И все же "фокке-вульфам" удалось зажечь самолет младшего лейтенанта Кнышенко, поразив левый мотор снарядами пушек.
Кнышенко резко набирает высоту и уходит в облачность. Спустя две-три секунды командир группы капитан Жуков увидел отвесно падающий Пе-2, но уверенности в том, что это самолет Кнышенко, у него не было. Самолет второго ведомого из группы Жукова - капитана В.П. Белугина, после сбрасывания бомб шел в строю две-три минуты, затем с набором высоты ушел в облачность. Дальнейшая судьба экипажа осталась неизвестной. По предположению, экипаж трех коммунистов - летчика Виктора Павловича Белугина, штурмана старшего лейтенанта Павла Максимовича Гончара, стрелка-радиста старшины Алексея Федоровича Алтухова, выйдя за облачность, был встречен истребителями врага и сбит. На свой аэродром возвратился только экипаж капитана Б.Г. Жукова...".
Также Николай Яковлевич Рыбалко вспоминает командира экипажа: "В 16 лет Белугин стал комсомольцем и после успешного окончания семи классов неполной средней школы, откликнувшись на призыв IX съезда ВЛКСМ, добровольно поступает в 1931 году в Пермское военное авиационно-техническое училище... Получив первое звание - воентехник 2-го ранга и должность техника авиационного, направляется в авиационную часть. Продолжая военную службу, Белугин предпринимает одну попытку за другой перевестись в летное училище... Он рвался в небо, но командование его рапорты отклоняло. ...За успешную, технически грамотную эксплуатацию самолетов звена, их безаварийную работу и выполнение специального задания награждается орденом "Знак Почета в 1938 году. Пользуясь случаем пребывания в Кремле и получения из рук... Михаила Ивановича Калинина государственной награды, Виктор Белугин рассказывает ему о своей заветной мечте - летать в воздухе и защищать Родину в качестве летчика. ...Белугин вскорости получает направление в Энгельсовскую военную школу пилотов, которую и заканчивает успешно в октябре 1940 года, получив направление в авиационный полк в качестве младшего летчика в звании старшего лейтенанта..."
В архивных документах Гатчинского ОГВК хранятся следующие документы: "Дополнительно сообщаю о гибели Алтухова Алексея Федоровича, 1919 г.р. У матери Алтуховой Акулины Ивановны на руках имеется извещение, в котором сообщено: находясь на фронте, погиб и похоронен в д. Романовка Гатчинского района Ленинградской области. Кроме того, имеется фотокарточка о перезахоронении ее сына в 1953 г., на обороте которой записано: Перезахоронение советских летчиков, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в январе 1944 г. в д. Романовка Гатчинского района Ленинградской области... Мценский горвоенком подполковник Игнатченко".