наверх ↑

Чудесное место Трёхостровская ...

     В минувшее воскресенье закончилась экспедиция "Дон - 2014", проводившаяся нашим поисковым отрядом. Её результаты можно смело назвать успешными: обнаружено и поднято 11 бойцов РККА, личность одного из них - Наземкина Алексея Осиповича, 1923 г.р., уроженца Мордовской АССР, установлена благодаря самодельной записке, сделанной воином и найденной при нем в гильзе от винтовочного патрона 7,62 мм. За один - два дня нашим коллегой - Маньшиной Аленой были найдены его родственники, в том числе родная дочь - Анастасия Алексеевна, проживающая в настоящий момент в Красной слободе Среднеахтубинского района Волгоградской области. 16.07.2014 она присутствовала на захоронении останков солдат в станице Трёхостровской, где ей на память была передана упомянутая записка пропавшего без вести в августе 1942-го отца, которого она никогда не видела. В этот же день была открыта мемориальная плита с именами гвардейцев Багаева Василия и Кормакова Михаила, обнаруженных и перезахороненных челябинцами в 2012-м году.

     Так сложилось, что захоронение состоялось накануне общепризнанной 72-й годовщины со дня начала Сталинградской битвы - 17.07.1942 высланные вперед передовые отряды 62-й армии вступили в столкновение с противником. Однако историк Алексей Исаев обнаружил в журнале боевых действий 62-й армии данные о двух первых столкновениях, произошедших несколько раньше - 16.07.1942-го: первый бой Сталинградской битвы "...провел передовой отряд 147-й стрелковой дивизии. Ядром отряда были рота Т-34 и рота Т-60 645-го танкового батальона. Также в отряд вошли два взвода автоматчиков, четыре взвода стрелков, шесть ПТР и три противотанковые пушки с расчетами. Через два часа после выгрузки танков из эшелона отряд 15 июля 1942 г. направился в сторону хутора Морозов и станции Морозовской. Холмистая местность позволяла противникам сблизиться незаметно друг для друга. В 13.00 отряд прибыл в хутор Золотой, в 8 км юго-восточнее станции Морозовской.

     В 17.40 16 июля три Т-34 и два Т-60 при разведке хутора Морозов были обстреляны противотанковыми пушками противника и ответным огнем их уничтожили. После разведки танки возвратились, таща одну «тридцатьчетверку» на буксире. Это была еще не боевая потеря — у танка просто отказала коробка передач.

Несколькими часами спустя произошло более серьезное столкновение. В 20.00 четыре немецких танка скрытно подошли к хутору Золотой и открыли огонь по отряду. Первый бой Сталинградской битвы длился 20–30 минут. Танкисты 645-го танкового батальона заявили, что уничтожено 2 немецких танка, 1 противотанковая пушка и еще 1 танк подбит. Видимо, немцы не рассчитывали столкнуться сразу с двумя ротами танков и послали вперед всего четыре машины. Потери отряда составили один Т-34 сгоревшим и два Т-34 подбитыми. Первый бой кровопролитного многомесячного сражения не был ознаменован ничьей смертью — людские потери двух танковых рот составили 11 человек ранеными. Таща за собой два подбитых танка, танковый отряд вернулся назад. Первые выстрелы великой битвы прозвучали" (Исаев А. В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. Источник: http://militera.lib.ru/h/isaev_av8/index.html).

     Потом были бои, потери, окружения, отступление, авиация противника, постоянно висевшая над обороняющимися полками. 28 июля Наркомом обороны Сталиным И.В. был подписан приказ № 227 с приклеившимся к нему названием "Ни шагу назад". Тем не менее, потрепанные части РККА продолжали отступать к Дону - последней серъёзной водной преграде на пути к Сталинграду. Именно в этой тяжелой обстановке, в середине августа 1942-го, в бой вступили дивизии 1-й гвардейской армии, только что сформированной на базе воздушно-десантных корпусов. Вступили в бой сходу, выгрузившись из вагонов на ближайших к зоне боевых действий станциях. Каждая на своём участке. 39-й и 37-й гвардейским стрелковым дивизиям выпало форсировать Дон в районе станицы Трехостровской, хуторов Хлебный, Зимовейский, Нижний Акатов, по действовавшим на тот момент переправам, занять ближайшие высоты, задержать противника и дать возможность отступавшим частям выйти на левый берег. Те события описывает в своем письме к школьникам из станицы Трёхостровской ветеран 176 танковой бригады Ильиных Анатолий Илларионович:

     "Чудесное место Трёхостровская. Помню уютную станицу, приютившуюся у самого Дона меж крутых балок. А ниже по течению – высокая крутая гора с ветряной мельницей на вершине. Оттуда открываются голубые дали левобережья, покрытые бахчами со сладчайшими арбузами. Но к сожалению не пришлось мне любоваться этими красотами. Шёл июль 1942 года.
     Ночью наш маршевый танковый батальон переправился на правый берег и, не задерживаясь, ушёл к передовой, к реке Голубая. Красивое имя, но нам, участникам битвы за Сталинград, оно запомнилось жестокими боями с превосходящими силами немецких захватчиков. В ожесточённых боях наша 176 танковая бригада несла большие потери. Много друзей осталось навечно в этих солнечных балках, покрытых густыми травами.
     Я тогда был механиком водителем Т-34, молодым, красивым, с густыми чубом. Тридцатьчетверку свою, со сварной башней, я получил прямо на Сталинградском Тракторном заводе и сразу же своим ходом – в бой. Ведь от Сталинграда до Трехостровской - рукой подать.
     Бои были тяжелые. Машина не раз горела. И, наконец, после очередного боя ремонтники сказали: - Всё! Восстановить больше нельзя! Требуется заводской ремонт, новый двигатель!
     Нашлась ещё Т-34, тагильская, с литой высокой башней, с оторванным стволом пушки, но главное на ходу. И мне дают приказ: со своим экипажем доставить эти две машины на левый берег через Трехостровскую переправу.
     День и ночь, в жару и пыль тащили мы эти машины. Мы – это пулемётчик Середа, высокий стройный парень с пшеничной челкой и башенный стрелок Кондратенко – широкий в плечах спокойный сержант с еле видимым шрамом на губе. По пыльному шляху, день и ночь. То рвется трос один, то другой, то буксируемую махину занесло в кювет, так как шлях слишком круто повернул между холмов. От новых тросов остались одни обрывки. Снова сращиваем их, заводим на крючки, снова буксируем.
     Вот, наконец-то, и Трехостровская. У самого въезда, на горе, у обочины, подтягиваем машины к плетню. Хочу бежать вниз к переправе. Там должен быть наш командир роты на своей Т-34. Не тут-то было. Над станцией, над переправой буквально висит армада немецких бомбардировщиков Ю-88. А над станицей на бреющем, с включенными сиренами, носятся «лаптежники» - истребители Ю-87 с неубирающимися шасси в округлых обтекателях, поливая улицы пулеметными очередями. После первого налета - второй, третий. И так до вечера. Между налетами всё же встретились с командиром роты. Его Т-34 стоит внизу, у переправы. Экипаж прячется под машиной. Но переправы уже нет, разбомбили. Одни головешки плывут вниз по Дону.
     А вечером, на закате севернее станицы, прорываются немецкие танки Т-III, за ними немецкие автоматчики. Трассирующие очереди насквозь прошивают станицу. Дым и пыль после бомбежки не дают возможности рассмотреть что-нибудь. Вижу только, в центре противотанковая пушка яростно ведет огонь по танкам.

     Нам не до того. Несколько снарядов есть в боеукладке первой машины. Но их надо достать, перенести и подать во вторую машину, у которой цела пушка, но пуста боеукладка. Таскаем снаряды из одной машины, подаем в другую. А Кондратенко сам заряжает, сам наводит и сам стреляет. Но снарядов очень и очень мало.
     И вот наступает душная ночь. Темно, хоть глаз выколи. Бой затихает. Мы с немецким карабином и гранатами дежурим под машиной.
     Чудесное солнечное утро занимается над станицей, утро 15 августа 1942 года. Снова авиационные налеты, снова трассирующие пулемётные очереди, взрывы бомб и пикирующие Ю-87 поливали огнем станицу. Почти не ощутимы перерывы между бомбёжками.
     Над станцией снова поднимаются столбы дыма и пыли. Снова ожесточенные атаки немецких танков и пехоты. Пехотинцы с эмблемами воздушных десантников на рукавах отходят к Дону. И мы с ними. Со мной рядом оказывается боец с автоматом, лет семнадцати.
     - В чем дело? – Плавать не умею!
     Среди плавника и густо разросшегося ракитника разыскали корявое дерево. Голыми руками вырвали его из песка и бросаемся вслед за ним в воду. Автоматчика – на сучья. Скорчился, но держится. Суем ему в руки карабин, сумку с гранатами . И снова вплавь за ним, через Дон. А над Доном висит карусель Ю-87. Непрерывно, друг за другом, они заходят в пике и на бреющем поливают свинцом гладь воды с плывущими, прибрежные кусты и станицу с отходящими десантниками .
     Отходим. Но мы еще вернемся к тебе, станица! Вернемся с Победой!"

 

     И именно в этом районе южноуральскими поисковиками в результате проведенных с 2010 г. экспедиций подняты останки 112 бойцов, исполнивших свой долг и оставшихся безвестными на своих позициях.

     Прошедшая экспедиция проходила на этих же местах - степные просторы, поросшие дубами и густым кустарником высотки и балки несомненно хранят ещё много тайн, и для их полного и тщательного обследования потребуется ещё не одна поездка в те края. Разбив лагерь на самом берегу Дона южнее станицы, под высоким и крутым берегом в тени высоченных тополей, поисковики приступили к работе. В первый же день Сибиревым Юрием, начальником 7 пожарной части г. Челябинска, впервые принявшим участие в поисковой экспедиции, были обнаружены останки двух воинов. Следом отличился и давний участник наших экспедиций - преподаватель истории Южноуральского многопрофильного колледжа Тапилин Александр Иванович, сумевший в этот раз с помощью щупа в закаменевшей от летнего зноя донской земле обнаружить останки "верхового" бойца, лежавшего на глубине одного - двух штыков. Остальные участники экспедиции не отставали, работая в поле и обеспечивая дежурство в полевом лагере.

     Недалеко от поднятых первыми бойцов, Кондратцевым Сергеем Анатольевичем и был обнаружен "именной". Судя по месту обнаружения останков Наземкина А.О., он принял свой последний бой в составе 117-го гвардейского стрелкового полка 39-й гвардейской стрелковой дивизии. Кстати, на неприметную гильзу, находившуюся с солдатом, в которой и была обнаружена записка первым обратил внимание ещё один новичок - златоустовец Руслан Исаев. Подобные записки были найдены ещё у двух воинов, но, к сожалению, сразу их развернуть и прочитать не удалось - сейчас они находятся в работе.

     Погода в первые дни благоприятствовала - не более 30 градусов по Цельсию, но уже к середине экспедиции столбик термометра даже в тени приближался к 40 градусам. Успешной работе в таких условиях способствовало наличие в составе отряда трех автомобилей, на которых прибыли Бухтояров Владимир, Кондратцев Сергей и Сибирев Юрий. Именно этот фактор обеспечивал мобильность поисковиков, берег время и силы при доставке людей из лагеря к месту работы, перемещениях по району поиска. Кроме того, именно на этих автомобилях была доставлена значительная часть снаряжения и оборудования, а также продукты, доставлялась в лагерь питьевая вода.

     Помимо обнаруженных бойцов, в ходе поисков в районе ныне несуществующего хутора Нижний Акатов, Кокаревым Юрием и Бухтояровым Владимиром была обнаружена фугасная авиабомба ФАБ - 100 - металлическая болванка практически метровой длины, начиненная взрывчаткой. Опасная находка находилась на глубине более 1 метра. Попала она туда, по всей вероятности, при бомбежке нашей авиацией немецкой переправы и близлежащей территории, войдя в землю, заглубившись и не взорвавшись... Работы на этом участке были прекращены, а вызванные саперы подорвали боеприпас на месте.

     Особенностью прошедшей экспедиции стало участие в ней 9-ти воспитанников и педагога школы-интерната № 13 г. Челябинска. Ребята прибыли в полевой лагерь 13 июля и основной их целью было знакомство с работой поисковиков, посещение станицы Трёхостровской, экскурсия по территории ГУ "Природный парк "Донской", что и было осуществлено благодаря организационной поддержке и прямому участию со стороны сотрудников Трёхостровской средней школы, станичной библиотеки, Орлова Михаила Михайловича и конечно же нашего земляка и постоянного нашего сопровождающего - сотрудника ГУ "Природный парк "Донской" Орлова Павла Михайловича. В свободное время ребята загорали, ловили рыбу, общались с поисковиками и сверстниками из станицы. 17 июля группа с двумя сопровождающими поисковиками отправились назад, в Волгоград, где программой было предусмотрено проведение нескольких мероприятий: прогулка по р. Волга на теплоходе, посещение музея - панорамы "Сталинградская битва" и мемориального комплекса на Мамаевом кургане. А 18-го вечером все участники экспедиции собрались на железнодорожном вокзале Волгограда и отправились домой, в Челябинск, который встретил их дождем и прохладой, что было даже несколько приятно после степного зноя.

     Говоря о ресурсном обеспечении экспедиции "Дон - 2014", необходимо отметить поддержку со стороны администрации Трёхостровского сельского поселения, организующего и обеспечивающего церемонию захоронения обнаруженных воинов. Экспедиция была поддержана нашими партнерами - администрацией школы - интерната № 13 г. Челябинска, направившей ребят в поездку и организовавшей их доставку из Челябинска в Волгоград и обратно, ОАО "НОВАТЭК - Челябинск", профинансировавшим значительную часть расходов, связанных с участием в экспедиции воспитанников школы - интерната № 13, транспортными расходами на месте и питанием, ОАО "Челябинский цинковый завод", оказавшим помощь, позволившую изготовить и установить в ходе экспедиции мемориальную плиту. Сама экспедиция являлась частью комплекса работ, реализуемого нашей организацией в 2014-м году и получившего грантовую поддержку со стороны Администрации г. Челябинска на конкурсной основе. И конечно же личное участие поисковиков и родителей молодежной части нашего отряда... Члены отряда - одни из главных действующих лиц. Появились и сразу по полной включились в работу Михаил Земцов, студент-медик Виктор Кудрин, участвовали уже во второй экспедиции Анна Перелыгина (нештатный завхоз), Дина Аргимбаева, Борис Дубровин. Наши "старики" - Рогачев Алексей, Ярушин Вячеслав, Пулов Артем, Ковшов Игорь, союзник из Магнитогорска - Давлетбаев Газиз, документовед Колпакова Анжелика и все перечисленные выше, а также Сибирев Семён, приехавший с отцом, но тянувший лямку и в наряде, и в поле, наравне с остальными молодыми людьми.

     Важно и то, что вовлеченными в поисковую работу напрямую или опосредованно являются и местные жители. Общаясь с некоторыми чувствуешь отклик, желание помочь. А в тех краях это чего-то стоит - для людей, живущих на местах боёв Великой Отечественной, привыкших видеть вокруг себя её следы и знаки то, что нас поражает - обыденно. Особенно приятно, когда это совсем молодые люди, как, например, Саша Софронов из Трёхостровской. Первый раз в поле нашего зрения, а вернее - в объектив нашего фотокора Ивана Шихова, этот тогда ещё маленький мальчик попал в 2012-м году. Он быль сфотографирован задумчиво стоящим над установленной тогда мемориальной плитой с именами 10-ти бойцов и надписью о 50-ти неизвестных. И вот, спустя 2 года - новая встреча. Саша подрос, летом пасет скот, ловит в Дону рыбу, купается, гоняет на велосипеде... Увидев нас, приветливо улыбается, заезжает вечером в лагерь, рассказывает о знакомом, который хочет работать с нами в поисковом отряде...  Жаль лишь того, что продолжительность экспедиции невелика и не со всеми, кто мог бы и желал помочь, удалось встретиться.

     А в памяти участников экспедиции останутся перестук колес, вагонные разговоры, Дон, его неспешные и сильные струи, летний зной, пыльные дороги - направления, дубовые заросли, терпкие степные запахи трав, родниковая прохладная вода, треск костра, ночной птичий гомон, звезды, висящие над головой в южном небе и глаза дочери солдата...

 

 Сюжет радио "Южный Урал" об экспедиции "Дон - 2014" (Источник: http://radio.cheltv.ru/novosti/2014/07/23/chelyabinskie-poiskoviki-pomogli-obezvredit-bombu.html).

 

С фотоотчетом экспедиции можно познакомиться в разделе "Галерея" - "Фото" - "Дон - 2014": http://отрядориентир.рф/gallery/Дон%20-%202014