наверх ↑

Экспедиция "Дон-2017". Часть вторая.

      Я никогда не смогу достоверно передать ощущение.
      Но и промолчать не вижу причин.

 

                                                                 Сергей Герай.

 

     Завершилась очередная, вторая в этом году, поисковая экспедиция "Дон", проводившаяся отрядом "Ориентир" в районе станицы Трёхостровской Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Отряд, состоявший из 12 человек и базировавшийся на правом берегу реки Дон, обследовал территорию, прилегающую к станице и окрестным, ныне не существующим, хуторам. Помимо этого был проведен выезд в район высоты 154,2 у так называемого "семафора". В этом месте уже долгое время проводятся поисковые работы как волгоградцами, так и отрядами из других субъектов России, но фронт работ по прежнему имеет место быть. Кроме того, поисковиками был проведен субботник на территории воинского захоронения, находящегося в центре станицы Трёхостровской.

     Останков воинов, оборонявших станицу и подступы к ней в августе 1942-го, в этот раз обнаружено не было, но было установлено, что по-прежнему на обследуемой территории существуют так называемые "пропуски" - места, в которых работы ранее уже проводились, но были не обнаружены предметы снаряжения и амуниции, рядом с которыми могли и могут находиться погибшие и неустановленнные воины. И это обстоятельство дает основания к продолжению работы в районе Трёхостровской.

     Климатические условия, в которых проходила экспедиция в этот раз, характеризовались высокой температурой воздуха - в отдельные дни столбик термометра в тени выдавал показания до + 40 град. по шкале Цельсия. Но не это было главным. Главное образно описал участник экспедиции - Сергей Герай, который бывал в этих местах с отрядом и ранее - в 2011-м и 2012-м годах. И мы приводим его рассказ:

     "Я никогда не смогу достоверно передать ощущение. Но и промолчать не вижу причин.

     Раздражающе прорывается сквозь сон звон металлической чашки, по которой со всей души лупит поднявшийся на час раньше дежурный. Бодрящее умывание, завтрак, затянув шнурки и закинув в багажник вещмешок с обедом, обнаруживаешь себя уже едущим по громыхающему бездорожью близ одной из донских станиц.
     Какой сегодня по счёту день? Пятый или восьмой? Время здесь остановилось. Сквозь запылённое ежедневными поездками стекло проявляются домики. Ноты воробьёв на проводах, ожидающих разгрузки зерна. Отары овец, гонимые пастухом сквозь утреннюю пыль, освещаемую рассветом. Запах полыни, чабреца и сотен других трав, чьи названия неведомы. Взгляд командира вдаль. Всегда нахмуренный. Попытка разгадать головоломку 75-летней давности.
     Где вы, бойцы? В чистом поле, на склоне балки, на берегу реки, на дне оврага? Солнце поднимается всё выше и освещает окружающее пространство. До полудня солнце — лучший союзник. Взгляд из-под ног впереди идущих товарищей убегает по тропинкам, впадинам, холмикам и воронкам. Где вы, бойцы?
     Ноги несут через бескрайнюю степь. Шелестит, вторя шагам, трава, фейерверком вырываются перед идущими стаи кузнечиков. Шныряют ловкие и любопытные ящерицы, замирают на мгновение и вновь исчезают в траве. Солнце приближается к зениту. Жара становится ощутимой. Первая находка оживляет беседу. Осколок. Протяжный сигнал металлоискателя издает повторный настойчивый звук — что-то кроме осколка ещё есть в земле. Гильза. Наша? Земля с каждым ударом отдает миллиметры окаменевшего грунта. Обнаруживается расплющенная титанической силой уже не опасная граната. Через метр ещё одна. И таких не меньше шести. Всё. Пусто. Что случилось здесь? Расскажите, бойцы... Пот струится со лба. Полдень. Мимо, по направлению к Дону, чинно шествует на водопой стало коров. Жара становится невыносимой. Водой во фляжке можно заваривать чай. Отряд берёт курс на лесок, балку, овраг, на крайний случай в кустарник. Непроходимый, колючий? Все равно - там тень.
     Главное - не останавливаться. Сигнал. Лопата со звоном отлетает от земли. Второй раз. Третий. Чуть правее поддается. Не рассчитав силу вгоняешь лопату в грунт. Снова звон. Уже металлический. Постепенно расчищаешь опасное железо. Аккуратно отступаешь назад. Вот и очередной день рождения.
     Вода заканчивается. Дорога, которой нет, ведет в чащу балки, заросшей вековыми дубами. Звенит каждый квадратный сантиметр: норвежские консервы, огромные подковы, кривые гвозди, тюбики из-под зубной пасты, баночки с кремами для обуви, странные витамины и тильзитер, тильзитер, тильзитер... Здесь с комфортом стоял враг. Балка остается позади. Снова чистое поле. Кого спросить? У кого узнать где вы были брошены? Разве что у Тишины, да и та коли и знает, то не ответит.
     Заманчиво движется часовая стрелка к обеденному времени. Поначалу едят молча. Затем разговор оживляется. Строятся предположения, сверяются координаты на карте. Постепенно предположения сменяются посапываем — послеобеденный сон короток, крепок и бесценен. Снова в путь. Ползком преодолевая заросли, обнаруживаются наши позиции. Снова гильзы, снова металлоискатель обнаруживает странные предметы: кирку, колокольчик, топор. Ноги останавливаются на поляне. Всё пространство её изрыто и перепахано прежними гостями леса. Торчат из земли выкинутые за ненадобностью металлические предметы. Очевидно, что здесь искали не людей, а пополняли коллекции.
     Что же вы молчите? подайте голос...
     Рядом шагают. Они не боятся идти сквозь заросли и пышущую жаром пустоту. Врубаются в каменную землю, выгрызая из пропасти прошлого вехи, проливающие свет на события тех дней. Шутят, стараясь сбросить пелену забвения, накрывающую всё живое в этих местах. Замолкают при виде следов боя. Задумчиво разворачивают припасенную утром конфету. Шагают дальше. И дальше. Не первый день. И уже много лет.
     Какова вероятность найти? Разве есть превосходная степень у невозможного? Нельзя останавливаться. Жизненно важно помнить и продолжать искать. Не оглядываться на тех, кто разочаровался, кто свернул с пути. Широким и быстрым будет шаг или же наоборот — неважно. Главное, чтобы он был уверенным. Они должны знать, что мы пришли за Ними. Знать, что даже спустя 75 лет не все отвернулись и не все предали Их. Пусть в этот раз мы не найдем — найдем спустя год или годы, пока есть силы сделать следующий шаг".

   

    Экспедиция была организована при поддержке ПАО "Челябинский цинковый завод" (часть транспортных расходов в целях обеспечения мобильности на месте проведения работ), Министерства образования и науки Челябинской области (компенсация транспортных расходов на проезд железнодорожным транспортом для участников экспедиции не старше 30 лет).

 

Фото - С. Герай, Россошинский мемориал, Волгоградская область, август 2017-го.