наверх ↑

Хроника бомбардировщика.

     Сегодня члены группы ЧРОО "Поисковый отряд "Ориентир" возвратились из двухдневного выхода к месту авиакатастрофы, произошедшей 12 августа 1944 года. Почти 73 года назад севернее города Златоуста, на хребте Малый Таганай, разбился самолет ДБ-3 (дальний бомбардировщик). В авиакатастрофе погибли командир корабля - уроженец города Ирбит Свердловской области лейтенант Шубин Анатолий Григорьевич, 1922 г.р., и три члена экипажа - младший лейтенант Каюров Леонид Иванович, 1924 г.р., слушатель - штурман самолета, старший (младший?) сержант Рязанов Михаил Николаевич, курсант Саттаров Фарит Рахимзянович (Рахитович), 1926 г.р. Причем достоверно известно только то, что были обнаружены останки командира корабля - лейтенант Шубин А.Г. числится захороненным на кладбище "Сорочья гора", находящемся в Златоусте. Судьба остальных членов экипажа не установлена.

    Два года назад, в августе 2015 г. поисковики нашего отряда уже побывали на месте катастрофы и вот сейчас группа из 12 человек вновь вышла на маршрут. Задачей, помимо отработки навыков ориентирования на местности и передвижения по маршруту, стало дальнейшее ознакомление с районом катастрофы, изучение путей подхода, фиксация мест расположения обломков самолета. Выйдя с центральной усадьбы Национального парка "Таганай" утром 08.07.2017 уже к вечеру этого же дня группа успешно выполнив намеченные задачи вернулась на базу. Кроме того, поисковикам удалось обнаружить и вынести деталь самолета - так называемый "костыль" - вилка задней опоры воздушного судна. В будущем этот экспонат займет свое место в экспозиции, посвященной истории Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов.

     Разбившийся самолет принадлежал 39-му учебному авиационному полку, который был создан во второй половине 1944 года. На основании Директивы Генерального Штаба Красной Армии от 14 июля 1944 года № орг /10/31763сс с 10 августа 1944 года школа перешла на новый штат трехполкового состава с численностью 2356 человек постоянного и 3380 человек переменного состава. Школа переименована в "Челябинское Военное Авиационное училище штурманов и стрелков - радистов авиации дальнего действия". Полкам училища присвоены союзные номера:

- 37 учебный авиационный полк (на самолетах Ли-2);

- 38 учебный авиационный полк (на самолетах Р-5);

- 39 учебный авиационный полк (на самолетах ДБ-3).

     37 и 38 учебные авиационные полки, это бывшие 25 и 26 УАП школы. Формирование 39-го авиаполка было поручено заместителю командира 25 УАП подполковнику Сильверстову Ивану Васильевичу, который еще в 1941 г. принимал участие в налетах на Берлин, а в Челябинске служил с 1943 г. Полк укомплектовывается личным составом и авиационной техникой 25 и 26 УАП школы и других летных военно-учебных заведений и авиационных частей Красной Армии.

     С 10 августа полк приступил к выполнению задач по подготовке штурманов и стрелков-радистов. Полеты выполнялись почти ежедневно в две летные смены, 1-я эскадрилья летала ночью, 2-я – днем. В день полетов курсанты прибывали в полк за два часа до их начала, предполетная подготовка проводилась под руководством преподавателей учебно-летного отдела училища и продолжалась непосредственно перед полетами под руководством штурманов полка. Об интенсивности полетов говорит ежемесячный налет некоторых командиров экипажей – 100 и более часов. Для обучения курсантов использовались самолеты ДБ-3, оборудованные радиополукомпасами, бомбардировочным и стрелковым вооружением. Первый полет курсантов-штурманов являлся ознакомительным и выполнялся в районе аэродрома с проходом через авиаполигоны. В дальнейшем курсанты обучались выполнению полетов по маршрутам и бомбометанию. В августе полк налетал 1040 ч. Высокая интенсивность полетов приводила к летным происшествиям. Помимо разбившегося экипажа лейтенанта Шубина, в первый месяц подготовки двум экипажам 39-го полка удалось благополучо посадить машины с отказавшими двигателями.

 

     Справка:

     В 1937 г. первые серийные самолеты ДБ-3 начали поступать на вооружение бомбардировочной авиации, с 1938 г. – в авиацию ВМФ. Строевые летчики отмечали хорошую управляемость, отличные пилотажные характеристики, простоту взлета и посадки. Однако обращалось внимание и на недостаточную устойчивость машины в полете.

     Боевое крещение ДБ-3 состоялось в 1939 г. В ВВС Китая были переданы 24 дальних бомбардировщика. Они качественно усилили наступательный потенциал китайской авиации в действиях против японских войск. Особенно удачным был налет группы ДБ-3 на авиабазу Ханькоу, в результате которого удалось уничтожить 64 самолета противника.

     К началу 1940-х годов основной бомбардировщик дальней авиации РККА ДБ-3 устарел настолько, что встал вопрос о замене его новым типом. Тем не менее части дальней и морской авиации, вооруженные самолетами ДБ-3 и ДБ-3Г активно участвовали в бомбардировках коммуникаций противника с первых дней войны. Уже ночью 24 июня 1941 г. они наносили бомбовые удары по военно-промышленным объектам Данцига и Кенигсберга, а с 25 июня совершали налеты на вражеские аэродромы. Группа из пятнадцати самолетов ДБ-3Т первого минно-торпедного полка авиации Балтийского флота под командованием полковника Е.Н.Преображенского, вылетев с острова Эзель (ныне Сааремаа) в Балтийском море, в ночь на 8 августа 1941 г. нанесла удар по Берлину. Из-за большой дальности полета бомбовая нагрузка каждого самолета была ограничена 800 кг. В дальнейшем ДБ-3 бомбили порты, ставили минные заграждения, уничтожали с помощью бомб и торпед корабли противника.

     В начальный период войны советское командование вынуждено было использовать самолеты ДБ-3 дальней авиации в качестве фронтовых бомбардировщиков для уничтожения наступающих механизированных соединений противника. Действуя днем, без прикрытия, в условиях господства противника в воздухе, бомбардировщики несли большие потери. Поэтому в дальнейшем ДБ-3 применялись для бомбардировок мест сосредоточения войск противника, его аэродромов и коммуникаций только ночью. Самолеты этого типа использовались также для ведения стратегической разведки и буксировки военно-транспортных планеров.

     В ходе серийного производства самолет постоянно совершенствовался, устанавливались более мощные двигатели. Всего было построено 1528 экземпляров ДБ-3 всех модификаций.

 

Фото: https://vk.com/album-44184232_245513736