наверх ↑

Мы помним? Или два слова о состоянии воинских захоронений на территории Челябинской области.

  Два чувства дивно близки нам -
  В них обретает сердце пищу:
  Любовь к родному пепелищу,
  Любовь к отеческим гробам.
  На них основано от века
  По воле Бога самого
  Самостоянье человека,
  Залог величия его...
 

   Пушкин А.С.    1830.

   

 

     В преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов на территории Челябинской области органами государственной власти и местного самоуправления в рамках исполнения Указа Президента  Российской Федерации № 417 от 25 апреля 2013 года «О подготовке и проведении празднования 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и поручений Президента  Российской Федерации по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа» проводятся мероприятия по приведению в порядок воинских захоронений, находящихся на территории Челябинской области. Читатель спросит: а откуда они появились на территории тыловой Челябинской области? Дело в том, что во время прошедшей войны на территории Южного Урала было размещено более 100 военных госпиталей и больниц, в которые поступали раненые военнослужащие Красной Армии. Умершие от ран хоронились здесь же - на городских и сельских кладбищах. Иногда происходили трагические происшествия и как их следствие - появлялись свежие могильные холмы, в которых покоились защитники Отечества. Так, в Златоусте, на Сорочьей горе, в 1943-м году были захоронены военные моряки, погибшие при крушении эшелона № 18384 на станции Хребет Южно-Уральской железной дороги. В госпиталях велись соответствующие списки. На захоронения составлялись паспорта, в которых учитывали количество и персоналии умерших и погибших. Война закончилась, началась мирная жизнь. По праздникам на воинских захоронениях появлялись цветы и люди - фронтовики, школьники в красных галстуках, официальные лица... Для живых жизнь шла своим чередом. А те, чьи имена были выбиты на каменных плитах или всего лишь внесены в паспорта захоронений, остались в памяти родителей, жен, детей.
    Члены нашей организации с начала 2014-го года в инициативном порядке начали проведение своеобразной инвентаризации воинских захоронений, целью которой было сверить документы, паспорта захоронений со сведениями Центрального архива Министерства обороны РФ на умерших командиров и бойцов (по обобщенному банку данных «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html). Работа проводилась с выездом на все воинские захоронения на территории Челябинской области, в ходе которых проводилась фотосъемка мемориалов, фиксация находящихся на них данных. Проведенная работа выявила ряд существенных с нашей точки зрения моментов. Во-первых, в ряде населенных пунктов Челябинской области отсутствуют числящиеся по архиву воинские захоронения. Во-вторых, при персональной сверке установлено, что на ряде существующих захоронений и в их паспортах отсутствуют данные на многих умерших командиров и бойцов, те данные, которые есть в донесениях госпиталей, то есть в первоисточниках.
    Естественно, что по результатам проведенной работы ещё в начале декабря 2014-го нами было подготовлено и направлено на имя Губернатора Челябинской области соответствующее обращение. Реакция последовала, даны соответствующие поручения органам местного самоуправления. Хочется надеяться, что дело выправится, слова не будут расходиться с делом, и 9 мая произнося как магическое заклинание "Мы помним! Мы гордимся!" все, от кого зависит состояние воинских захоронений в наших городах и селах, не будут испытывать угрызений совести.
    Правда с угрызениями совести дело тоже складывается не просто. Не так давно, в одной из наших донских экспедиций был обнаружен наш земляк - Серебряков Иван Васильевич, пропавший без вести в августе 1942-го. Его мать Ефросиния Дмитриевна до последних дней жизни пыталась найти весточку о старшем сыне. На младшего похоронка была доставлена своевременно. Последняя анкета по розыску датирована 1957-м годом. И вот солдат найден, установлен, определено откуда он родом, где его Малая родина. Беседа с одним из директоров градообразующего предприятия дала шансы на успешное завершение истории солдата - активная бизнес-леди гарантировала, что завод оплатит поисковикам все расходы на доставку останков и примет активное участие в процессе перезахоронения солдата на родине. Но позиция городского руководства лично нас озадачила. Сославшись на мнение пожилой дальней родственницы солдата, чиновники высказали мнение, что доставка солдата и его перезахоронение на месте, где он родился и откуда ушёл на фронт, нецелосообразны. В итоге, в июле 2014-го он был захоронен в станице Трёхостровской со своими боевыми товарищами. По нашему разумению место, где он нашел бы последний приют, могло стать местом пусть кратковременного, но приложения своих сил учениками местной школы, местом где старшее поколение могло бы рассказывать им о войне, о жизни и смерти, о любви к Родине...
    Как связана эта история с проведенной паспортизацией воинских захоронений? В том месте, где планировалось похоронить сержанта Серебрякова, тоже есть памятник умершим от ран бойцам. Есть ограда вокруг него. А ещё есть трава по пояс и кустарник. Видимо нежеланием показывать это место и было вызвано мнение местной администрации.
   В любом случае, состояние воинских захоронений на территории Челябинской области будет ещё одной точкой приложения усилий нашей организации. Мы постараемся держать тех, кто интересуется этой темой, в курсе дела.