наверх ↑

Прохлада трогает лицо, звезда над нами вьется, как парашютное кольцо, вытягивая солнце...

     Сегодня, 02 февраля 2015 года - ровно 72 года со дня окончания Сталинградской битвы. Сражения, которое 

унесло миллионы жизней, начавшись 16 июля 1942-го в раскаленной безбрежной степи, далеко за Доном. И закончилось морозным февральским днем, спустя шесть с половиной месяцев. 

     Для нашего отряда те события являются, пожалуй, частью жизни. Частью жизни каждого поисковика или добровольца, который побывал там. Каждый из нас, едва ступив на эту священную землю, своими глазами увидел знаменитый фонтан на привокзальной площади Волгограда, Мамаев курган - "высоту 102,0". Переправившись через Дон, на его правый берег, каждый видел ничем на первый взгляд не примечательные гряды высоких холмов - "венцов", желтеющие под палящим солнцем. Летний зной загонял нас в дубовые заросли оврагов, к родникам. Вечером, вернувшись в полевой лагерь, приятно было окунуться в прохладные донские воды, смывая с себя пыль. А ночью низко над головой висело черное южное небо и августовские звезды, срываясь с небосклона, проносились над спящей степью...

     Но летом 1942-го все было по-другому.

   А напомнила об этом статья бывшего военного корреспондента, поэта Евгения Долматовского опубликованная в мае 1965-го в журнале "Смена", и повествовавшая о подвиге взвода бойцов 40-й гвардейской стрелковой дивизии, оборонявших высоту 180,9 у станицы Сиротинской. Вот её начало:

     "Я никогда не забуду лета 1942 года, пыльных степей за Доном, запаха полыни и смрада, серых от пыли юных солдатских лиц, боя, начинавшегося с рассветом и кончавшегося глубокой ночью.

     Холмы и курганы с горстками бойцов в окопах оказались крепостями, которых не смогли с ходу преодолеть фашистские танки.

     В середине августа предписание редактора привело меня в дивизии, находившиеся на участке, куда был направлен главный удар танковых армад противника. Это были гвардейские дивизии - сороковая и сорок первая, укомплектованные десантниками-парашютистами, отчаянными добровольцами - бесстрашными юношами с голубыми петлицами и кинжалами у пояса.

     Парашютисты и на земле оставались демонами для врага.

    Там, в окопе, на рассвете, рядом с ранеными, изготовившимися к бою, и тяжелоранеными, лежащими на носилках (эвакуировать их оттуда не было возможности), написал я стихотворение об этих героях:

... Прохлада трогает лицо,

Звезда над нами вьется,

Как парашютное кольцо,

Вытягивая солнце.

Как вытянет - начнется бой,

Кипенье дикой силы,

И может, только нам с тобой

Уже не встать с носилок.

А все же наша жизнь была,

Скажу я перед гробом,

Частицей раннего тепла,

А не ночным ознобом.

Отбросив наступленье тьмы,

Испытаны бедою,

Еще не солнцем были мы,

Но утренней звездою.

 

  ...Трагически сложилось положение в середине августа 1942 года. Апофеозом этой битвы на подступах к Сталинграду был бой взвода, которым командовал младший лейтенант Кочетков. Весь взвод погиб, уничтожив около двадцати танков.

     Из села Дубовое я видел это своими глазами. Сплошной столб пыли на высоте, горящие и взрывающиеся танки. Это горькое видение унесли мы к берегам Волги... Уходить пришлось по оврагам, вместе с нами по балкам бежали лисы, согнанные танками со степи..."

     Полностью статью, памятуя об авторском праве, мы не приводим. Каждый сам сможет прочитать её, познакомившись с ещё одной неизвестной страницей Великой войны, с воспоминаниями тех, кого считали погибшими.

     А для нас это ещё одна ниточка, ещё одно свидетельство очевидца, которое поможет сохранить память, даст ещё один шанс отдать последние почести погибшим героям.

     Источник: http://smena-online.ru/stories/kochetkovtsy-stoyali-nasmert

     На фотографиях любопытный читатель сможет своими глазами увидеть памятник на высоте 180,9, заросшие травой траншеи и панораму, которую видели бойцы 40-й дивизии.