Кондратцев Сергей Анатольевич » 08 янв 2016, 23:01
При въезде в село Мариновка Калачёвского района установлен и освящён поклонный крест.
Его особенность в том, что создан он по канонам православия с благословения Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и епископа Калачёвского и Палласовского Иоанна простыми волгоградскими пенсионерами на личные сбережения.
На развилке дорог
В дни юбилейных торжеств жители села Мариновка собрались у развилки дорог, чтобы принять участие в ритуале освящения поклонного креста. Казалось, сами силы небесные оплакивают воинов и участвуют в таинстве освящения. Во время чтения молитвы отцом Николаем, священнослужителем Калачёвской и Палласовской епархии, дождь прекращался, словно кто-то выключал кран, а при взмахе кадила начинал лить как из ведра. На небольшой стеле, установленной рядом с поклонным крестом, высечено, что этот православный мемориал - дань памяти воинам Великой Отечественной войны, погибшим в ожесточённых сражениях в ноябре-декабре 1942 года под хутором Илларионовским Сталинградской области и перезахороненным в послевоенные годы в селе Мариновка.
Справка
Легендарная 298-я стрелковая дивизия 2-го формирования была укомплектована в январе 1942 года в Барнауле на Алтае. В августе 1942 года дивизия была передислоцирована на Сталинградский фронт. Части дивизии с ходу вступили в бой в районе села Котлубань Городищенского района. 23 августа противнику удалось узким коридором выйти к Волге в районе северной окраины Сталинграда. На ликвидацию прорыва были брошены 35-я гвардейская и 298-я, 258-я, 308-я сибирские стрелковые дивизии. Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов, двигаясь навстречу друг другу, соединились в районе Калача и этим завершили окружение Сталинградской группировки врага.
Пенсионеры из Волгограда Галина Лаптева и её супруг Николай Лаптев провели свою поисковую операцию. Находили очевидцев, по крупицам собирали информацию о трагических событиях. И было это непросто. Сейчас на месте хутора Илларионовского - голая степь, такого населённого пункта нет на карте нашего региона. По плану строительства Волго-Донского канала он должен был войти в зону затопления. Большинство жителей переселили в село Мариновка, которое было расположено в 12 км от Илларионовского. Старожилы хутора хорошо помнят, что на месте боёв земля была плотно покрыта телами наших солдат и врагов так, что снега не было видно. Вмёрзшие в землю, непогребённые тела воинов пролежали до весны. Когда ситуация на фронте изменилась, прибыли солдаты, вырыли несколько больших траншей - братских могил. В одной хоронили пехотинцев, в другой наших танкистов. В отдельную яму определяли останки врагов.
Скорбный список
«Мой отец Григорий Андреевич Фастов был одним из погибших, - рассказывает Галина Лаптева (Фастова). - В 1943 году моя мама получила похоронку. Но мы не знали, где и как это произошло. Писали письма во все архивы, военкоматы и только в 2001 году получили справку, что мой отец, стрелок 892-го стрелкового полка 298-й стрелковой дивизии, в тяжёлых оборонительных боях по блокированию немецко-фашистских войск под Сталинградом погиб и был похоронен вместе с другими бойцами в Илларионовском.
При переселении жителей хутора из зоны потенциального подтопления не забыли и про братские могилы. По воспоминаниям очевидцев, в то время бывших подростками, в Мариновку останки привезли в нескольких небольших ящиках. Сейчас на месте захоронения в центре села - небольшой мемориал со стелой и плитами, на которых высечены имена погибших воинов. До этого года в списках числилось 380 бойцов, но скорбный список постоянно пополняется новыми именами. Дети, внуки, правнуки по всей России и за её пределами по сей день атакуют военкоматы запросами и ищут места захоронения своих родных и близких, чтобы можно было навестить их могилу, возложить цветы, склонить голову и помолиться».
Имени отца Галины Лаптевой, как и других воинов, место гибели которых также удалось установить их родственникам, на плитах мемориала до недавнего времени не было. Потомки просили администрацию поселения увековечить на плитах имена своих близких, но на дорогостоящее обновление мемориала денег не было. В канун 70-летнего юбилея Великой Победы на сельском мемориале заменили 30 гранитных плит, и в списки погибших были внесены имена всех бойцов, место гибели которых установлено военкоматами в последние годы.
Не даёт покоя
«Одна из жительниц Мариновки рассказала, как она девчонкой вместе с ровесниками и взрослыми собирала кости людей в ямы, выкопанные под опоры ЛЭП. Они стоят на останках наших воинов! А сколько их, непогребённых по христианскому обычаю, нашли последнее пристанище в этой земле? И это не даёт нам покоя. Потому мы и решили установить поклонный крест в честь тех защитников, кто до сих пор не упокоен с почестями, чьих имён ещё нет на мемориальных плитах», - говорит Галина Лаптева.
Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман и епископ Калачёвский и Палласовский Иоанн благословили семью Лаптевых на изготовление, установку и освящение поклонного креста. Поддержку в благом деле оказало и руководство сельского поселения.
«Этот вопрос обсуждался с депутатами и ТОС, все поддержали. Мы определились с местом установки. Расчистили его, завезли песок и воду, необходимые при установке», - сообщил глава Мариновского сельского поселения Александр Никонов.
«Я не помню своего отца, - призналась Галина Григорьевна. - Мне было пять месяцев от роду, когда он погиб. Появилась на свет на два месяца раньше срока, весила чуть больше полутора килограммов. Мама носила меня привязанной к своему телу, чтобы я не замёрзла, пелёнки сушила на своём теле моя в ту пору 9-летняя сестра. Они на всю жизнь запомнили ужас бомбёжек, то, как их фашисты гнали в плен. Как всех нас затолкали в душегубку, но она сломалась, и это спасло наши жизни. Может, я и в живых осталась для того, чтобы не забывать о погибших?».
Есть у семьи Фастовых-Лаптевых ещё одна мечта: чтобы в далёкой Сибири узнали о том, что близ села Мариновка появился поклонный крест «Илларионовский». Большинство бойцов, сложивших головы на сталинградской земле, были родом из Сибири. И по сей день родственники погибших солдат ищут на современной карте Волгограда хутор, которого давно уже нет и в помине. Семья Лаптевых-Фастовых надеется, что родственники погибших бойцов и гвардейцы прославленной стрелковой дивизии приедут в Волгоградскую область помянуть отдавших здесь жизни.